среда, 28 марта 2018 г.

БИЛЕТ № 17 (ПЭ)  

1. Раскройте суть миграционных процессов.

Миграция (от лат. migration – переселение) – это перемещение людей через границы территорий либо в их пределах, связанные с постоянной или временной сменой места жительства либо регулярного возвращения к нему. Широко используются для обозначения передвижения населения и другие термины: «миграционное движение населения», «механическое движение населения», «передвижение населения». 
Миграция населения складывается из миграционных потоков. Последние представляют собой совокупное число мигрантов, имеющих общие районы прибытия и выбытия в течение данного отрезка времени. В последние десятилетия главными регионами мира, откуда происходят массовые миграции населения, являются Африка (9 млн чел.), Азия (7 млн чел.), страны бывшего СССР (2,5 млн чел.).
Классификация миграции населения по причинам:
- политические - в результате смены формы государственного правления, политических переворотов, например, приход к власти фашистов в Германии, революция в России в 1917 г., военный переворот в Чили и др.;
- экономические - перемещения в поисках работы, «утечка мозгов» - выезд людей интеллектуального труда из стран Восточной Европы, бывшего СССР, Индии, Латинской Америки в США, другие западные страны;
- социальные - перемещение для получения образования, в связи с замужеством или женитьбой и т.п.;
- природные - перемещения людей из-за стихийных бедствий - землетрясения, наводнения и т. д.;
- экологические - радиационное заражение в результате аварии на Чернобыльской АЭС привело к значительным миграционным процессам;
- религиозные - преследование католиками протестантов и переселение последних в США, Австралию, Канаду;
- национальные - бегство граждан из-за национальных преследований. 
При изучении причин миграции населения нередко выделяют миграцию различных социальных групп. Наибольшее влияние на развитие общества оказывает миграция рабочей силы. Она охватывает население в трудоспособном возрасте и иногда называется трудовой миграцией. Понятие «учебная миграция» подразумевает передвижение (главным образом молодежи) в связи с получением образования. Существуют также классификации мигрантов, например, по числу участий в миграции: первичные, вторичные, многократные
Современные центры притяжения рабочей силы: традиционные – США, Западная Европа; новые – Австралия, нефтедобывающие страны Ближнего Востока, Южная Африка, новые индустриальные страны (Азиатско-Тихоокеанский регион), Латинская Америка.
По продолжительности миграции разделяют на:
- безвозвратная - с окончательной сменой постоянного места жительства;
- временная - переселение на достаточно длительный, но ограниченный срок (на учебу, на определенные сроки в отдельные районы);
- сезонная – временное перемещение в определенные периоды года;
- маятниковая миграция - регулярные перемещения населения из одного населенного пункта в другой на работу или учебу и обратно; регулярность соответствует режиму трудовой деятельности или учебы.
По направленности миграционные потоки делятся на:
а) внешние: межконтинентальные и внутриконтинентальные;
б) внутренние.
Различают: эмиграцию (выезд за пределы страны), иммиграцию (въезд), реэмиграцию (возвращение на родину) и репатриацию (возвращение на историческую родину); транзит – проезд из одной страны в другую без остановок на промежуточной территории.
Внешняя миграция – движение населения за пределы страны:
· эмиграция (от лат. emigro - выселяюсь) - выезд граждан из своей страны в другую страну на постоянное жительство (или на более или менее длительный срок) по политическим, экономическим и другим причинам;
· иммиграция (от лат. immigrans - вселяющийся) - въезд граждан одного государства на постоянное или длительное время пребывания на территорию другого государства.
Внешняя миграция населения (международная) связана с пересечением государственной границы, ее подразделяют на межконтинентальную и внутриконтинентальную.
Внутренняя миграция - перемещения в пределах одной страны между административными или экономико-географическими районами, населенными пунктами и т.д. Внутрипоселенные перемещения (например, перемена места жительства в пределах одного и того же города) не рассматриваются как миграция населения.
Специалисты различают следующие виды внутригосударственных межтерриториальных миграций:
· территориальное перемещение населения внутри городской местности;
· территориальное перемещение населения внутри сельской местности;
· миграционный обмен населением между городской и сельской местностями.
Решающее значение имеет миграция населения «село-город», но с развитием урбанизации повышается роль миграции населения «город-город».
Распределение межтерриториальных миграций по географическому признаку практически целиком зависит от существующего в стране административного устройства. По этому признаку миграции делятся на внутриобластную и межобластную, внутрирайонную и межрайонную.
Рабочая сила, перемещаясь, предлагает себя в качестве товара – осуществляет международную трудовую миграцию, которая регулируется Международным рынком труда. 
Международная организация труда разработала классификацию трудовой миграции, выделяют 5 основных типов мигрантов: работающие по контракту, профессионалы с высоким уровнем подготовки, нелегальные иммигранты, переселенцы (переезжающие на постоянное место жительства), беженцы (лица, вынужденные эмигрировать из страны из-за какой-либо угрозы их жизнедеятельности). 
Экономические факторы, определяющие трудовую миграцию: безработица, вывоз капитала и функционирование транснациональных корпораций.
Различают 5 направлений миграционных потоков:
- миграция из развивающихся в промышленно-развитые страны;
- миграция в рамках промышленно-развитых стран;
- миграция между развивающимися странами;
- миграция из бывших социалистических стран;
- миграция научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно-развитых в развивающиеся страны.
По форме (способу реализации) миграция населения делится на:
а) добровольные: стихийные, организованные;
б) принудительные.
Организованная миграция осуществляется при участии государства или общественных органов и с их помощью; неорганизованная (индивидуальная, самодеятельная) - осуществляется силами и средствами самих мигрантов.
Массовое выселение или изгнание какого-либо народа ученые называют принудительными миграциями или этническими депортациями.
Особенности:
· административный (внесудебный) характер;
· списочность, т.е. репрессии были направлены не на конкретное лицо, а на целую группу;
· сознательность отрыва людей от привычной среды обитания с перемещением подчас на многие тысячи километров.
Если выселению подвергается не часть народа, а весь народ, то такие депортации называют тотальными.
Миграционным процессом называют миграцию населения, сопровождающуюся сменой места жительства. Следует подчеркнуть, что этот процесс состоит из целого ряда событий, значимых как для его непосредственных участников, так и для субъектов государственной власти, призванных осуществлять его регулирование в регионах выбытия и прибытия.
Мигрант – лицо, совершившее перемещение на новое место проживания (временное, сезонное, постоянное). Мигрант, выезжающий на территорию государства нового места проживания, - иммигрант, выезжающий с территории государства проживания - эмигрант.
Вынужденный переселенец - гражданин, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых на­рушений общественного порядка.
Беженец - это лицо, которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользо­ваться такой защитой вследствие каких-то опасений.
Для каждой территориальной совокупности людей миграционный процесс выступает как двоякое движение, т.е. как поток выбытий и как поток прибытий. 
Миграционный процесс включает три стадии.
Первая (или подготовительная) стадия представляет собой процесс формирования территориальной подвижности населения.
Территориальная подвижность - это потенциальная готовность населения к изменению своего территориального статуса, которая выражается в миграционных установках. Миграционные установки во многом зависят от общих социально-экономических процессов; статуса территории; половозрастных, национальных и социальных отличий и т.д. Величина потенциальной готовности к перемещению, как правило, в 2-3 раза выше, чем реальная миграционная активность. Это очень важно иметь в виду для оценки миграционного потенциала регионов выбытия. В то же время, очевидно, что чем выше миграционный потенциал, тем выше реальная подвижность населения.
Основная стадия это собственно процесс переселения населения.
На второй стадии миграционного процесса происходит реализация миграционного потенциала, т.е. собственно переселение. Миграционный процесс для каждой конкретной территории характеризуется взаимодействием двух встречных потоков: выбытие населения и прибытие мигрантов из других местностей.
Ззаключительная (или завершающая) стадия выступает как приживаемость мигрантов на новом местеТретья стадия миграционного процесса характеризует приживаемость мигрантов в новых условиях, что означает, с одной стороны, их адаптацию к этим условиям, с другой стороны, приспособление самих условий к потребностям мигрантов (обустройство). Многие проблемы, с которыми сталкиваются переселенцы в этот период (жилье, трудоустройство, конфликты с коренным населением и т.п.), становятся источниками социальной напряженности и потенциальной угрозы для безопасности как самих мигрантов, так и принимающих территорий.

2. Охарактеризуйте формы государственного правления стран мира.

Форма правления – организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимодействие с населением. Форма правления влияет на общественно-политическую жизнь стран, традиции, иногда – на менталитет населения, но не определяет ни уровень социально-экономического развития, ни особенности внутриполитического состояния стран: так, монархии (например, в Европе) часто являются более демократичными, чем некоторые республики. 
В мире существует четыре формы правления: республика, монархия, страны Содружества и джамахирия.
Форма государственного правления — это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.
Верховной государственной властью являются глава государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство.
Монархия (от греческого — “единовластие”) — это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха (короля, царя, шаха, императора и т.д.).
Признаки монархии:
— власть передается по наследству; 
— осуществляется бессрочно; 
— не зависит от воли населения. 
Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных — Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие его власть (Англия, Япония, Испания, Швеция, Норвегия и т.п.).
Монархия была господствующей формой правления в мире на протяжении нескольких столетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира.
Как правило, власть монарха пожизненная и передается по наследству, но существуют две монархии, имеющие элементы республики: Малайзия – федеративная конституционная монархия, где монарха избирают на 5 лет султаны султанатов, входящие в государство; ОАЭ – федеративная абсолютная монархия, в которой главу государства – президента избирает Верховный Совет эмиров также на 5 лет.
Титул монарха в разных странах разный: султан (Бруней, Оман), папа (Ватикан), эмир (Кувейт, Бахрейн), герцог (Люксембург), император (Япония), король (в большинстве монархий), князь (Монако, Лихтенштейн). Монархии различаются по своей форме: абсолютная монархия (неограниченная) – форма правления, при которой глава государства – монарх является главным источником законодательной и исполнительной власти (последняя осуществляется зависимым от монарха аппаратом). Монарх большей частью устанавливает налоги и распоряжается финансами. Парламент в некоторых случаях вообще отсутствует или является совещательным органом. Абсолютных монархий в мире 5: Бруней, Бутан, Катар, ОАЭ, Оман.
Конституционная монархия (ограниченная) – форма правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, законодательные функции переданы парламенту, а исполнительные – правительству. Монарх юридически является верховной главой исполнительной власти, главой судебной системы, формально назначает правительство, заменяет министров, распоряжается войсками, может отменить принятые парламентом законы и распустить парламент. Но фактически эти полномочия принадлежат правительству. Конституционных монархий в мире 23.
Теократическая монархия (власть бога) – форма правления, при которой политическая и духовная власть находятся в руках церкви. В мире таких монархий две - Ватикан и Саудовская Аравия.
Республика (от латинского — “государственные, общественные дела”) — это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от воли избирателей или представительного органа.
Признаки республики:
— выборность власти; 
— срочность; 
— зависимость от воли избирателей. 
В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) — парламент, в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария. Австрия и др.) — совместно президент и парламент.
В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом и одновременно является главой государства и правительства. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент — распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через учреждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского — “запрет”) на решения законодательного органа.
В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра. Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальной же главой государства выступает руководитель правительства.
Характерной чертой смешанных республик является двойная ответственность правительства — и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.
Государства в составе содружества. К ним принадлежат 14 стран – бывших колоний Великобритании, в которых формально главой государства является Британская королева, представленная в стране генерал-губернатором (обязательно уроженцем данной страны). Такие страны имеют свой парламент и правительство.
Джамахирия - это уникальная форма правления, при которой руководители государства требуют его международного признания именно в таком понимании, как это заложено в арабском языке – „народовластие”, „государство масс”.
Джамахирия – форма правления, при которой отсутствуют традиционные институты власти; считается, что все государственные решения принимаются всем народом, представлена одной страной в мире - Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахиией.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.