суббота, 17 марта 2018 г.

БИЛЕТ № 12 (ПЭ) 

1. Охарактеризуйте формы административно-территориального устройства стран мира. 
Формы государственного устройства характеризуют территориальное деление государства и соотношение полномочий центральных и региональных (местных) органов власти.
Основными формами государственного территориального устройства являются унитарное государство, федерация и конфедерация.
Унитарное государство (от лат. unitas – единство) – форма государственного устройства, представляющая собой единую, политически однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих самостоятельностью. Унитарное государство предполагает распространение на всю его территорию единой системы права, органов государственной власти и управления, единого гражданства (Болгария, Великобритания, Венгрия). Местные органы управления не обладают какой-либо политической самостоятельностью, но могут быть самостоятельными в хозяйственной и социально-культурной сферах. 
Унитарные государства бывают централизованными (Дания, Швеция) и децентрализованными, что ближе к федеративной форме устройства (Испания, Франция). Децентрализованная форма предполагает большую автономность и широкие полномочия крупных регионов, которые могут иметь даже собственные парламенты и правительства.
Федерация (отлат. federare – объединять) – форма государственного устройства, характеризующаяся добровольным объединением нескольких государственных образований в единое союзное государство (например, Россия, США, ФРГ, Бразилия, Индия, Венесуэла, Австрия, Аргентина, Бельгия). Федерация - это сложное союзное государство, состоящее из государственных образований (штатов, кантонов, республик, земель и т.п.), обладающих определенной политической самостоятельностью в рамках распределения полномочий между общефедеральным центром и субъектами Федерации. Классическое возникновение федеративных государств осуществлялось "снизу" "вверх" через интеграцию ранее самостоятельных государственных образований в единое государство. Правда, инициатива "снизу" могла подкрепляться силовым воздействием, например: гражданская война в США (1861-1865 гг.), политика О. Бисмарка по объединению Германии. Федеральные конституции (в более редких случаях - договор) устанавливают степень самостоятельности субъектов Федерации. Отношения между центром и субъектами строятся на основе фиксации пределов самостоятельности ее субъектов в различных сферах и распределения полномочий: часть из них является исключительной компетенцией федерального центра, другая - субъектов Федерации, третья - совместной компетенции. Субъекты Федерации могут иметь собственные конституции, правовую и судебную систему, свои органы власти и управления, свое гражданство. В большинстве случаев члены федерации не имеют права одностороннего выхода из союза. Как правило, в таких государствах существует дополнительное разделение самой законодательной власти между двумя палатами парламента. Одна палата является органом представительства субъектов федерации, другая - органом общефедерального представительства. В Федеральном Собрании Российской Федерации эти функции соответственно выполняют Совет Федерации, в который входят по два представителя от каждого субъекта (по одному от законодательного и исполнительного органа государственной власти), и Государственная Дума; в Федеративной Германии - Бундесрат и Бундестаг; в США - Сенат и Палата представителей.
Федерации создаются по различным признакам:
территориальному (административному) - Бразилия, Германия, США;
национальному (этнотерриториальному); по этому принципу строились теперь уже распавшиеся Федерации: СССР, Югославия, Чехословакия. История показала, что национальная федерация оказалась менее устойчивой, чем территориальная (административная).
- смешанный тип, сочетая в себе оба основания (современная Россия, Пакистан). Разнотипный характер Российской Федерации проявляется в наличии трех видов субъектов, что закреплено ст. 5 Конституции РФ: национальные республики, административно-территориальные единицы (край, область) и национально-территориальные единицы (автономный округ, автономная область). Субъектами Федерации являются Москва и Санкт-Петербург. Таким образом, из 89 субъектов Российской Федерации 32 субъекта представлены этническими образованиями, 57 - административными единицами (края, области, два города федерального значения). Сложность федеративного построения России проявляется также в том, что один субъект Федерации (автономия) может входить в состав другого субъекта (область, край). Подобный принцип "два в одном" порождает комплекс экономических и административных проблем в сложносоставленных регионах (Тюменская область, Красноярский край и др.). 
Ряд ученых выделяют симметричные и асимметричные федерации. Первая означает полное равноправие всех субъектов, вторая предполагает, в силу каких-либо причин (например, с целью погасить тенденцию к сепаратизму), предоставление отдельным субъектам более широких прав в области налоговой политики, в сфере внешнеэкономической деятельности и др. К подобным государствам относят Бельгию, Индию, Испанию, Малайзию, Пакистан и Россию.
Конфедерация - союз юридически и политически независимых государственных образований для осуществления конкретных совместных целей. Такими целями являются оборона, внешняя политика, экономическое сотрудничество. Члены конфедерации сохраняют свой государственный суверенитет, независимую систему органов власти, собственное гражданство, валюту и законодательство. Конфедеративное государство неустойчиво и перерастает либо в федерацию (США в ХVIII в., Швейцария в XIII в., Германия ХIХ в.), либо распадается. Официально на сегодняшний день в современном мире существует одна конфедерация - Швейцарская Конфедерация (название закреплено в Конституции, хотя по сути является федерацией). 
В историческом прошлом мира встречалась такая специфическая форма государственного устройства, как империя (например, Бельгийская, Британская, Российская). Империи имели обширную территориальную основу, разнородный этнический состав населения и строились на основе господства и подчинения между центром и периферией, метрополией и колонией.
В настоящее время появляются новые формы межгосударственных союзов, которые трудно отнести к какой-либо конкретной форме государственного устройства. Примером может быть Содружество независимых государств (СНГ) - более аморфная, нежели конфедерация, форма объединения государств. И напротив, государства Европейского Сообщества, создав единый рынок, единую валюту и наднациональные политические органы - Европарламент, Совет Евросоюза, Европейский суд, выражают тенденцию к объединению в специфическую ассоциированную форму государственного устройства.


2. Расскажите о видах альтернативных источников энергии. Каковы перспективы их использования?
Альтернативные источники энергии — это способы, устройства или сооружения, позволяющее получать электрическую энергию (или другой требуемый вид энергии) и заменяющий собой традиционные источники энергии, которые функционируют на нефти, добываемом природном газе и угле. Цель поиска альтернативных источников энергии — потребность получать её из энергии возобновляемых или практически неисчерпаемых природных ресурсов и явлений. Во внимание может браться также экологичность и экономичность.
Также их еще называют возобновляемыми источниками энергии в связи с некоторыми особенностями этого вида энергии — возможностью неограниченно восполняться, в отличие от газа, угля, торфа и нефти, которые являются исчерпаемыми источниками энергии. Малая энергетика может быть основана на каком угодно виде топлива, но станция не должна вырабатывать более 10 МВт электроэнергии. Они неисчерпаемые, то есть, если наступит такой этап в развитии человечества, когда все исчерпаемые источники — нефть, газ, торф, уголь — исчезнут, то оно сможет воспользоваться этими источниками, если запасется хотя бы минимальными технологиями.
Классификация альтернативных источников энергии:
- ветряные — преобразуют в энергию движение воздушных масс;
- геотермальные — преобразуют в энергию тепло планеты;
- солнечные — электромагнитное излучение солнца;
- гидроэнергетические — движение воды в реках или морях;
- биотопливные — теплоту сгорания возобновляемого топлива (например, спирта).
Почему все это стало таким важным? Нефть и газ заканчиваются. Поэтому страны-импортеры энергоносителей стараются поскорее перестать быть зависимыми от стран-экспортеров. Некоторые пытаются использовать независимые источники энергии, учитывая особенности географического положения своей страны. У кого-то солнечных дней в году очень много — тот ставит солнечные батареи с солнечными коллекторами на крышах. У кого-то ветры дуют прекрасно, используются ветряки. Если рядом с населенным пунктом имеется, допустим, деревоперерабатывающий завод, то тут необходимо задуматься над тем, что делать с таким огромным количеством никому не нужных отходов. Специалисты нашли решение этой проблеме — извлекать из отходов энергию. Поэтому рядом с такими заводами появляются установки по переработке их отходов и извлечения из них энергии.
Даже от мусорной свалки можно получить пользу. В мусоре концентрируется большое количество метана, который также можно использовать как энергоноситель. Из отходов домашних животных после специальной обработки можно получать энергию.
Вопрос касается не только извлечения электрической энергии, но также и поиска альтернативы бензину для транспорта. Появилось так называемое биотопливо. Из чего только его не изготовляют: рапс, пшеница, свекла, зерно, кукуруза и т.д. Технологии производства биотоплива постоянно совершенствуются. Рынок этого вида топлива на данный момент практически безграничен. Главная и единственная проблема как биотоплива, так и возобновляемых источников энергии заключается в деньгах. На сегодняшний день, даже с учетом экологичности и иногда большей целесообразности использования вышеназванных, стоимость полученной энергии существенно выше, чем у традиционных источников энергии. Сейчас это и является главной головной болью всех ученых и инженеров — сделать новые виды топлива экономически выгодными к использованию, чтобы предприниматель не только из любви к природе переводил свое предприятие на новый вид топлива, но и получал от этого существенную экономическую выгоду.
Перспективы: 
На возобновляемые (альтернативные) источники энергии приходится всего около 1% мировой выработки электроэнергии. Речь идет прежде всего о геотермальных электростанциях (ГеоТЭС), которые вырабатывают немалую часть электроэнергии в странах Центральной Америки, на Филиппинах, в Исландии; Исландия также являет собой пример страны, где термальные воды широко используются для обогрева, отопления.
Приливные электростанции (ПЭС) пока имеются лишь в нескольких странах — Франции, Великобритании, Канаде, России, Индии, Китае
Солнечные электростанции (СЭС) работают более чем в 30 странах.
В последнее время многие страны расширяют использование ветроэнергетических установок (ВЭУ). Больше всего их в странах Западной Европы (Дания, ФРГ, Великобритания, Нидерланды), в США, в Индии, Китае. Дания получает 25% энергии из ветра. 
В качестве топлива в Бразилии и других странах все чаще используют этиловый спирт.
Перспективы использования возобновляемых источников энергии связаны с их экологической чистотой, низкой стоимостью эксплуатации и ожидаемым топливным дефицитом в традиционной энергетике.
По оценкам Европейской комиссии к 2025 году в странах Евросоюза в индустрии возобновляемой энергетики будет создано 2,8 миллионов рабочих мест. Индустрия возобновляемой энергетики будет создавать 1,1% ВВП. Россия может получать 10% энергии из ветра.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.