вторник, 1 июля 2014 г.

Достопримечательности острова Ява (Индонезия)

Боробуду́р (индон. Borobudur) — буддийская ступа и связанный с ней храмовый комплекс традиции буддизма махаяны. Боробудур расположен на острове Ява в Индонезии в провинции Центральная Ява, 40 км к северо-западу от города Джокьякарта. Боробудур строился между 750 и 850 годами яванскими правителями династии Сайлендра. Название может происходить от санскритского «вихара Будда Ур», что переводится «буддийский храм на горе». Боробудур и Прамбанан — места массового туризма в Индонезии.
Боробудур возведён как огромная ступа, выполненная в форме мандалы. Фундамент ступы — квадратный, со стороной 118 м. У ступы имеются восемь ярусов: пять нижних — квадратные, и три верхних — круглые. Форма мандалы представляет схему мироздания в соответствии с буддийскими представлениями (см. Абхидхарма). На верхнем ярусе расположено 72 малые ступы вокруг большой центральной. Каждая ступа в форме колокола. Внутри ступ находятся 504 статуи Будды и 1460 барельефов на религиозные сюжеты.
До сих пор Боробудур является местом паломничества и молитв. Паломники проходят семь раз по часовой стрелке на каждом уровне. Прикосновение к каждому Будде из ступ на верхнем ярусе, согласно повериям, приносит счастье.
Весь объём всего сооружения составляет примерно 55 000 м³. Ступа сооружена из 2 000 000 каменных блоков. До сих пор ученые не могут определить точную дату и продолжительность строительства этого храма, — предполагают, что храм был возведён в VII—IX вв.
В 1940 году голландский художник Нивенкамп выдвинул гипотезу, что Боробудур был построен в форме Будды на цветке лотоса, и по этой причине вероятно комплекс должен был находиться на озере. В 1949 году геологи нашли отложения, которые были интерпретированы как дно озера. Была выдвинута гипотеза, что озеро образовалось в результате извержения вулкана Мерапи в 1006 году или существенно ранее. Не ясно, осушалось ли озеро для построения ступы или это была природная катастрофа.
Вид со ступы на вулкан Мерапи.
Дальнейшие исследования показали, что озеро существовало в XII—XIV веках, подтверждая то, что храм символизировал лотос.
По мнению исследователей, сооружение можно рассматривать как огромную книгу для паломников. По мере совершения ритуального обхода каждого яруса паломники знакомятся с жизнью Будды и с элементами его учения.
Три уровня символизируют три сферы местопребыванийКамадхату (сфера страстей), Рупадхату (сфера форм) и Арупадхату (сфера без форм).
Уровень Камадхату был закрыт позже, вероятно для стабильности сооружения. Согласно ранней рукописи, автором которой был буддийский святой Кармавибхангга, на первом уровне было установлено 160 рельефных панелей. Они описывали мир страстей или мир чувственного, и развитие проявления чувственности в соответствии с законами кармы. Первые 117 панелей показывают различные деяния, приводящие к одному и тому же результату, а оставшиеся 43 панели показывают, как один и тот же эффект приводит к 43 разным результатам. Несколько панелей осталось в юго-восточном углу комплекса.
Рельефы на уровне Рупадхату иллюстрируют классические произведения Лалитавистара, Джатака-Авадана и Гандавьюха.
120 панелей на основе Лалитавистары рассказывают истории из жизни Будды Гаутамы.
Некоротые панели рассказывают истории из классических джатак о предыдущих жизнях Будды в фольклорной форме. При этом Будда изображается богом, царём, обычным человеком или даже животным — львом, оленем, обезьяной, лебедем, черепахой. В каждом перерождении Будда показывает благородство и сострадание. Эти истории в популярной форме раскрывают буддийские принципы.
Некоторые панели рассказывают о Судхане, странствующем в поисках мудрости.
Высший уровень, соответствующем Арупадхату (сфере без форм), представлен тремя круглыми террасами наверху. Здесь нет рельефов или плат, во времена строительства здесь помещались статуи будды в натуральную величину, обычно внутри ступ или ниш в стене. Многие из них не сохранились или повреждены.
Сотни лет Боробудур лежал покрытый вулканическим пеплом и заросший джунглями. Как этот уникальный монумент оказался забытым и оставленным, пока не ясно. В середине XX века было выдвинуто предположение, что после извержения вулкана Мерапи несчастья вынудили жителей покинуть свою землю и искать другие места обитания. Извержение произошло в 1006 году, но многие учёные считают, что центр яванской цивилизации переместился в долину Брантас ещё в 928 году. Так или иначе, почему люди оставили Боробудур, остаётся загадкой.
Боробудур, открытая ступа: В XVIII веке были лишь частично заметны верхние террасы. Голландские колониальные экспедиции находили другие монументы, но не упоминали о Боробудуре. Лишь в 1814 году губернатор-лейтенант Стэмфорд Раффлз обнаружил монумент во время английской оккупации острова в ходе англо-голландской войны. Когда он прибыл в Семаранг, он получил сообщение о том, что обнаружен холм с большим количеством камней с резьбой. Голландец Корнелиус организовал экспедицию, он собрал отряд в 200 человек и полтора месяца очищал монумент. Его работу продолжили другие между 1817 и 1822 годами. С 1835 года верхняя часть монумента была расчищена и весь комплекс стал хорошо обозреваем. В 1849—1853 годах художник Вильзен провёл работу по зарисовке рельефов. Его работы попали в Музей Античности в Лейдене. В 1873 году комплекс был сфотографирован. Тогда структура комплекса была совершенно не ясна, и в 1882 году инспектор по культуре предлагал полностью разобрать памятник и разместить в музее.
Тем временем памятник разворовывали, рельефы, скульптуры, орнамент растаскивали торговцы сувенирами. Король Сиама, посетивший в 1886 году губернатора, увёз с собой восемь бычьих упряжек со статуями и элементами орнамента и увёз скульптуру единственного сохранившегося хранителя храма.
В 1907—1911 годах Теодор ван Эрп предпринял первую капитальную реставрацию комплекса. С 1900 года молодой офицер входил в Боробудурскую Комиссию в Магеланге. Реставрация увенчалась большим успехом, и комплекс приобрёл торжественный и внушительный вид.
По причине ограниченного бюджета в первую очередь проводились работы по улучшению дренажа и восстановлению общей структуры. Для долгосрочной реставрации требовалось много дополнительной работы. Кроме того, Боробудур построен на холме, и необходима работа по предохранению памятника от размывания почвы, проваливанию, коррозии и повреждений от растительности джунглей.
Единственным решением была бы полная разборка сооружения, укрепление холма и полная реставрация. Эта огромная работа была проведена в 1973—1984 годах под эгидой ЮНЕСКО. Сейчас комплекс Боробудур входит в число объектов Всемирного наследия.
21 сентября 1985 года храм был слегка повреждён взрывами бомб мусульманских экстремистов. Разворачивание массового туризма вызвало противоречия и скандалы. Власти парка подверглись критике. 27 мая 2006 года произошло землетрясение на юге Центральной Явы, которое вызвало тяжёлые разрушения в окрестности города Джокьякарта. Однако комплекс Боробудур, находящийся на некотором удалении от эпицентра, не пострадал (http://культурный-портал.рф/religii/buddizm/borobudur-buddiiskoe-svyatilishe-indonezii.html)
Прамбанан — комплекс раннесредневековых буддийских и индуистских храмов, расположенный в центральной части острова Ява, в 18 км к востоку от Джокьякарты, у южного склона вулкана Мерапи, неподалёку от буддийского храма Боробудур и царского дворца Рату Боко. Наиболее вероятно, что храм был построен в начале X века правителем государства Матарам по имени Ракай Пикатан. Реставрирован голландскими учёными в 1918-53 гг., а в 1991 г. признан ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия.
Наибольшей популярностью среди туристов пользуется та часть комплекса Прамбанан, где расположены видимые издалека грандиозные сооружения, которые местные называют по имени всего комплекса «Храм Прамбанан» или «Лара Джонгранг», что в переводе с языка жителей острова Ява означает «Стройная дева» — так прозвали статую богини Дурги в главном святилище. Иногда местные произносят Роро Джонгранг или Лоро Джонгранг.
Строение состоит из четырёх ярусов (возможно, по числу каст) и окружено четырьмя стенами со столькими же воротами. Выполнено в виде трёх концентрических квадратных платформ. Всего имеется 224 храма во всём комплексе. Посредине верхней из трёх сужающихся в диаметре платформ высятся три святилища, посвящённые тримурти. Внутренний квадрат содержит 16 храмов, самый высокий центральный храм – (высотой 47 метров), посящён — Шиве. По бокам от него расположены ещё два. На севере — храм, посвящённый Брахме, на юге — храм, посвящённый Вишну. Рядом находятся три храма поменьше, посвященные их транспортным животным (ваханам) - Нанди (бык) для Шивы, Ангса (гусь) для Брахмы и Гаруды (орёл) для Вишну. В храме Шивы было установлено четыре статуи: в центральной камере статуя Шивы; в северной камере статуя Дурги; в западной камере статуя Ганеша и в южной камере статуя Агастьи . Внутри храма Брахмы есть статуя Брахмы, и в храме Вишну есть статуя Вишну. В храме Вишну вырезана на камне история Крешнаяны, в то время как храм Брахмы содержит сюжеты из «Рамаяны».
Сведения о времени и обстоятельствах возведения Лара Джонгранг скудны и противоречивы. Наиболее вероятно, что храм был построен в конце IX - начале X века правителем государства Матарам по имени Дхакса.
 
По преданию, храм Прамбанан был построен по причине безответной любви. Когда принц Бандунг Бондовосо попросил Джонгранг выйти за него замуж, она решила отказать ему, потому что полагала, что он убил её отца, короля Рату Боко. Однако, она попробовала схитрить, поставив перед женихом невыполнимую задачу: построить храм с 1000 статуй в одну ночь. Если бы он выполнил задачу, он смог жениться на ней. Эта просьба была почти исполнена до восхода солнца. Но Джонгранг попросила местных жителей сымитировать рассвет, разведя костры так, чтобы вокруг стало светло, как днем. Чувствуя что его обманули, Бондовосо, завершил только 999 статуй, а Джонгранг он проклял, и она окаменела. Благодаря вмешательству Шивы, окаменелое тело стало почитаемой тысячной статуей, которая теперь стоит в северной части «Храма Шивы» в комплексе Прамбанан.
В конце VIII века началось и к середине IX века было завершено строительство первых на территории Индонезии буддийских храмов (чанди). Среди них лучше других сохранились чанди Каласан, Сари, Севу и Плаосан. Археологическое исследование окрестностей Прамбанана продолжается и время от времени приносит известия об открытии развалин очередной чанди. Вскоре после того, как было завершено строительство храма, он был покинут, возможно, в связи с извержением соседнего вулкана Мерапи.
В соседнем буддийском ансамбле Севу расположен центральный храм, окруженный множеством храмов поменьше . Удивительно, но он разделяет многие атрибуты дизайна с индуистским храмом Лара Джонгранг, возможно, это указывает на степень, в которой такие храмы также отражают государственную политику и управление. Три других храма, лежащие в руинах между Севу и Лара Джонгранг дополняют ансамбль Прамбанан. Это храмы Лумбуна, Бурах и Асу. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.