четверг, 6 ноября 2014 г.

ОЛИМПИАДА  ПО  ЭКОЛОГИИ 

9 ноября 2014 года проводится открытая ученическая олимпиада по экологии для учащихся 10-11 классов.
Обращаем ваше внимание на то, что тексты заданий будут размещены на Интернет-сайте Донецкого института последипломного педагогического образования www.ippo.dn.ua с 9 часов в день проведения олимпиады.
Рекомендуемое время выполнения заданий – 3 часа;
Тексты включают три вида заданий, которые предусматривают:
- 3 творческих задания,
- две задачи,
- написание аннотации к собственному экологическому проекту. Экологический проект разрабатывается учеником позже и может быть защищен на уроках экологии, ученических научных обществах, Малой академии наук. Аннотация может быть написана в виде краткого описания всех вопросов плана или в виде буклета (программа Publisher).
- творческие задания требуют от учащихся определенного уровня осмысления основных закономерностей экологических процессов и экологических проблем нашего региона, исходя из личного понимания материала; умения самостоятельно сравнивать, обобщать и делать выводы;
- задания имеют критерии оценивания, общая сумма составляет 100 баллов.

Аннотация к экологическому проекту:
1. Тема проекта и ее актуальность. 2. Цель и задачи. 3. Предмет и объект исследования. 4. Сущность проблемы. 5. Структура проекта. 6. Методы исследования. 7. Новизна и практическое значение. 8. Ожидаемые результаты.


Буклет разрабатывается в программе Publisher.
Основные требования к экологическим проектам
Экологический проект - это индивидуальная, самостоятельная научно-исследовательская творческая работа на экологическую тематику, направленная на решение экологических проблем, выполненная учеником под руководством научного руководителя (учителя) и оформленная надлежащим образом. Если ученики работали в команде, они готовят различные проекты по близкой тематике.
  Это может быть работа биологического, физического, химического или даже математического направления, в котором предлагаются научно обоснованные конкретные действия, направленные на решение конкретных экологических проблем, которые могут быть реализованы на практике. Обоснование действий должно быть научным и содержать определенную совокупность практических, исследовательских результатов (могут включать социологические, лабораторные или полевые исследования), математические расчеты, полученные самим учеником.
Выбор темы проекта
Экология - наука, которая изучает взаимосвязь между биотическими и социальными целостностями и их средой, исследует структурно-функциональную организацию надорганизменных систем (популяций, сообществ, экосистем, биосферы), обнаруживает механизмы поддержания их устойчивости в пространстве и времени. Тематика экологического проекта может быть посвящена изучению свойств окружающей среды, воздействия на него различных факторов, в том числе и антропогенных, охране природы, сохранения и восстановления природных экосистем или их отдельных составляющих.
База литературных и дополнительных источников для работы 
В начале работы крайне необходимо тщательный анализ и изучение литературных источников и Интернет-ресурсов по данной теме. Результаты ознакомления могут показать, что:
- проблема изучена и, следовательно, дальнейшая работа в данном направлении является нецелесообразной или существует мало источников информации;
- проблема изучена не полностью, некоторые вопросы исследованы поверхностно.
После того, как ученик с научным руководителем избрали тему исследования, будет целесообразным составить ориентировочный план создания экологического проекта.
структура проекта
Проект может содержать:
1. Только описательную часть, в которой подаются конкретные предложения определенных действий и их научное обоснование, а также результаты реализации этих действий (отчет об их выполнении) - в случае, когда результат проекта невозможно представить в аудитории физически;
2. Описательную часть и собственноручно созданные модели, макеты и инструменты для реализации проекта.
Макеты, модели, образцы инструментов или механизмов и другие объекты, изготовленные собственноручно для реализации экологического проекта, могут быть представлены на защите проекта физически или на слайдах или фотографиях, где вместе с ними должен быть сфотографирован и автор проекта. Демонстрационные модели или макеты должны соответствовать правилам техники безопасности.
Основные требования к оформлению проекта
Каждый проект должен основываться на определенной научной и экспериментальной базе и содержать ссылки на соответствующую литературу, ее перечень, отражать собственную позицию исследователя. К нему прилагается рецензия соответствующего специалиста (ученого, учителя, специалиста определенной отрасли).
Общие положения
1. Текст работы печатается на украинском или русском языках на листе А4, шрифт Тіmes New Roman  - 14 через 1,5 интервала. Поля: слева - 20-30 мм, справа - 10 мм, сверху и снизу - 20 мм.
2. Оптимальный объем - 25-30 страниц.
3. Введение, главы, выводы, список использованной литературы, приложения печатать с новой страницы. Название и заголовки структурных частей работы (СОДЕРЖАНИЕ, ВВЕДЕНИЕ и т.д.) выполняются крупными буквами и жирным шрифтом симметрично к тексту. Расстояние между заголовком и текстом должно равняться 3-4 интервалам. Заголовки подразделов печатают маленькими буквами (первая большая) с абзаца (5 знаков). Точка в конце заголовка не ставится.
4. Нумерация страниц осуществляется арабскими цифрами без знака № в правом верхнем углу без точки в конце. Начинается нумерация с цифры «3», то есть титульная страница и содержание не нумеруются - номер раздела необходимо проставлять после слова "Глава", после номера точку не ставить, потом с красной строки печатается заголовок раздела. Название раздела печатают прописными буквами полужирным шрифтом. Подразделения нумеруются в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номера раздела и порядкового номера подраздела, разделенных точкой, например 2.3. (третий подраздел второго раздела). Затем в той же строке идет заголовок подраздела. Пункты нумеруются в пределах каждого подразделения (по таким же правилам).
5. Готовя проект, ученик должен не просто переписывать фрагменты из монографий или документальных источников, а подходить к ним аналитически. Недопустимо, когда фраза, цитата или документ не подкреплены ссылками на первоисточник. В тексте научной работы ссылки на источник следует указывать порядковым номером по перечню ссылок, выделенным квадратными скобками, например, "... в работах [5, 15] ...".
6. Представление иллюстраций, таблиц, формул:
- Иллюстрации, таблицы, формулы от основного текста выделяются свободными строками сверху и снизу;
- Иллюстрации (карты, схемы, фотографии, диаграммы, чертежи) и таблицы следует подавать после текста, где они упомянуты впервые, или на следующей странице. Иллюстрации обозначают словом «Рис.» И нумеруют последовательно в пределах раздела, за исключением иллюстраций, приведенных в приложении. Номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой, например «Рис. 1.2. ». Номер рисунка, его название и объяснительные подписи размещают последовательно под иллюстрацией;
- Таблицы нумеруют последовательно (за исключением таблиц, приведенных в приложении) в пределах раздела, например «Таблица 1.2», и размещают эту надпись в правом верхнем углу над соответствующим заголовком таблицы. Заголовок (название) таблицы пишется симметрично расположения таблицы с отступом от надписи «Таблица» и от самой таблицы на 1-2 интервала;
- Объяснение значений символов и числовых коэффициентов надо подавать непосредственно под формулой в той последовательности, в которой они приведены в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента надо подавать с новой строки.
Оформление структурных элементов проекта
Титульный лист.
На титульном листе указываются: сведения о учебном заведении (школа), в котором выполнен проект. Ниже - посередине листа - название работы без кавычек. (Название должно быть лаконичным, полностью соответствовать содержанию экологического проекта.) Еще ниже - сведения об исполнителе работы (фамилия, имя, отчество, класс и место учебы) и руководителя проекта. Внизу - место написания и год написания работы.
Содержание.
Содержание является второй страницей, где определена структура научной работы с последовательной названием всех разделов, подразделов, выводов, литературы, названия приложений и номера страниц, с которых они начинаются. Содержание удобно печатать в таблице, рамки которой невидимые при печати на принтере.
Перечень условных обозначений или сокращений (в случае необходимости).
В случае употребления в проекте специфической терминологии, условных обозначений, сокращений и т.д., необходимо привести их перечень. Печатать следует с новой страницы двумя колонками по алфавиту: слева, в первой колонке - сокращение, во второй - расшифровку.
Вступление.
Введение должно иметь объем до 10% общего объема (1-2 страницы). Введение должно иметь составные части, располагаются в определенной последовательности:
актуальность темы: автор исследования дает объяснение, почему, по его мнению, выбранная тема стала объектом экологического проекта, обосновывает целесообразность работы учитывая общественную практическую деятельность;
предмет и объект исследования определяются на основе анализа состояния изучения той или иной научной проблемы и отражают, какую часть проблемы будет рассмотрено. Объект исследования - это процесс или явление, которое порождает проблемную ситуацию и избранное для изучения (например: флора пастбищ). Предмет исследования - это часть изучаемого автором работы, его качества. Нужно указать, является ли предмет новым, или традиционным
цель экологического проекта позволяет выделить круг задач, которые должны быть реализованы в проекте. Цель формулируется четко и понятно и предполагает освещение трех аспектов: конечный результат проекта, объект исследования и путь достижения конечного результата. Цель может быть направлена на выявление связей, закономерностей и зависимостей между определенными явлениями, на раскрытие возможностей усовершенствования процессов, научных технологий и др.;
• исходя из поставленной цели, определяют задачи проекта, которых должно быть не менее 3-4 (проанализировать, рассмотреть, осветить, исследовать, рекомендовать т. Решение каждой поставленной задачи - это этап исследования. Задача определяют содержание исследования и структуру текста работы. они могут предусматривать формулирование проблемы, выявления новых фактов, установление новых связей, новую постановку известной проблемы, оригинальные выводы и рекомендации по внедрению полученных экспериментальных данных;
новизна экологического проекта должна быть обоснована и логически доказанная с указанием различий по сравнению с аналогичными проектами (если таковые обнаружены), которые были известны ранее;
• во вступлении нужно также отразить практическое или теоретическое значение проекта для экологического образования населения отдельного региона. 
Основная часть (2-3 главы).
Основная часть имеет объем до 90% общего объема работы. Она может состоять из трех разделов, а также из подразделений, пунктов, подпунктов, в которых характеризуется сущность проблемы и раскрывается ее содержание, излагается и анализируется фактический материал, приводятся главные теоретические положения и практический материал. Названия разделов и подразделов должны раскрывать цель работы и соответствовать определенным заданием.
1-й раздел, объемом до 15%, содержит обзор литературы и методологию.
2-й раздел, до 50%, содержит анализ полученных результатов по исследуемой проблеме.
3-й раздел, до 20%, - изложение конкретных мер по перспективе данного вопроса или проблемы. В конце каждого из разделов автор формулирует краткие выводы и итоги.
Выводы.
В выводах, которые должны иметь объем до 5% от всей работы, тезисно, в порядке выполнения задач, излагаются важнейшие результаты экологического проекта. Выводы - это короткий (без лишних слов) изложение решения задач, которые ставились при создании проекта. Совокупность выводов является доказательством полноты достижения поставленной цели. 
Список использованных источников.
Список использованных источников содержит библиографическое описание не менее десяти источников, использованных при работе над темой. Желательно обрабатывать литературные источники, не старше 5 лет.
Каждый источник начинается с новой строки в алфавитном порядке (сначала - печатные издания, затем - электронные ресурсы).
Оформление библиографического описания должно соответствовать требованиям, которые вступили в силу с июля 2007 года в соответствии с Национальным стандартом ГОСТом 7.1: 2006 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»
Приложения.
Приложения следует оформлять на следующих после списка источников информации страницах, каждое приложение необходимо приводить с новой страницы. Нумерация - большими буквами украинского алфавита. Заголовок печатается вверху (симметрично тексту страницы) с большой буквы.
Защита проекта
Представленные к защите проекты рассматриваются как авторские и такие, в которых достоверность приведенных результатов и возможность опубликования заверенные руководителями.
На защите проекта ученик тезисно излагает задачи проекта, и освещает главные аспекты его реализации в процессе работы, сопровождая доклад мультимедийной презентацией. Доклад может иллюстрироваться раздаточным материалом.
  Тезисы - кратко сформулированные основные положения экологического проекта (1-2 страницы). Они вкладываются в проект на отдельном листе. При написании тезисов следует придерживаться такой структуры:
ТЕЗИСЫ
1 интервал;
- Название темы работы;
- ФИО автора, место обучения;
- ФИО руководителя, место работы, должность;
- Обоснование актуальности темы;
- Связь проекта с научными программами, планами, темами (если есть);
- Предмет и объект изучения;
- Цель и задачи экологического проекта;
- Методы исследования;
- Научная новизна и практическая значимость полученных результатов;
- Основные положения проекта;
- Личный вклад автора;
- Сведения о внедрении проекта;
- Сведения о публикации (по теме работы);
- Структура работы.
  Особенно важно показать, что нового внес автор в изучение темы, источники и литературу использовал, к каким выводам пришел.
Защита экологического проекта сопровождается постерной сессией.

Основные критерии оценки проекта
При оценке экологических проектов особое внимание будет обращаться на:
- актуальность и практическое значение работы;
- научную новизну полученных результатов;
- системность и полноту в раскрытии темы;
- исследовательский характер работы, целесообразность и корректность использованных методов исследования;
- аргументированность выводов, их соответствие полученным результатам;
- стиль, грамотность, логичность изложения, соответствие требованиям к содержанию и оформлению научных работ;
- наличие публикаций на тему проекта в ученической прессе, различных региональных изданиях;
- оформление наглядности, в том числе постеров и презентаций.
Примеры тем экологических проектов
- Мониторинг миграций животных.
- Определение загрязнения окружающей среды Донецкой области (г.Макеевки) с использованием биоиндикаторов.
- Роль бактерий, грибов, животных, растений в экосистемах.
- Влияние внешних условий на продуктивность сельскохозяйственных животных и растений.
- Изучение (возрастной, половой, генетической, социальной) структуры популяций.
- Экологические аспекты регуляции численности сельскохозяйственных вредителей
- Изучение ареалов и запасов лекарственных растений.
- Биотехнология переработки отходов жизнедеятельности организмов.
- Экологически чистые источники энергии.
- Экологические проблемы больших и малых городов.
- Прогнозирование возможной заготовки лекарственного растительного сырья.
- Биологический метод борьбы с вредителями: привлечения животных в природе и искусственные биогеоценозы.
- Рост и развитие суккулентных растений.
- Изучение биологических особенностей гнездования некоторых видов птиц.
- Эколого-энергетические проблемы реки Кальмиус и их решения


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.