суббота, 15 ноября 2014 г.

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОЙ УЧЕНИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ГЕОГРАФИИ 
7-11 КЛАСС 


7 класс 
Теоретический тур (каждый вопрос оценивается в 15 б., всего 45 б.)
1. Назовите известные вам приборы, которые используют для проведения метеорологических наблюдений. Дайте характеристику.
Критерии оценивания: за название и характеристику каждого прибора по 3 б.
2. Опишите основные критерии, которые характеризуют Землю как планету Солнечной системы. Какие географические следствия имеет форма, размеры и масса Земли?
Критерии оценивания: характеристика критерий – 6 б., следствия – 6 б., оригинальность – 1 б., выводы – 2 б.
3. Дайте характеристику оболочкам Земли.
Критерии оценивания: название и характеристика каждой оболочки по 3б., оригинальность – 1 б., вывод – 2 б.

Блиц тур – краткий ответ (за каждый правильный ответ 5 баллов, всего 25 б.)
1. Можно ли самую высокую гору на Земле утопить в бездне самой глубокой океанической пучины?
2. Когда Земля ближе к Солнцу – зимой или летом? (в северном полушарии).
3. Можно ли совершить кругосветное путешествие по меридиану, двигаясь, все время на север?
4. Пункты А и В находятся в восточном полушарии. Пункт А на 20
°-м, а пункт В на 40°-м меридиане. Какой из них расположен западнее. 
5. Почему облака не падают на Землю? 


Практический тур (каждая задача оценивается в 15 баллов, всего 30 б.)
1. Расположите карты по степени укрупнения их масштаба. Ответ обоснуйте:
1: 10000; 

1: 100000; 
1: 1000000; 
1: 10000000. 
2. Определите угол в градусах по данному азимуту, если север вверху:
1) азимут на север;
2) азимут на юг;
3) азимут на восток;
4) азимут на запад.

8 класс
Теоретический тур (каждый вопрос оценивается в 15 б., всего 45 б.)
1. Составьте описание данной схемы, дайте характеристику каждой точки.
Критерии оценивания: название схемы – 2 б., описание – 4 б., название точек – 4 б., характеристика точек – 4 б., выводы – 1 б.
2. Объясните, почему Антарктида – это единственный материк, у берегов которого не бывает муссонов?
Критерии оценивания: понятие муссоны – 2 б., характеристика материка – 4 б., объяснение – 6 б., оригинальность – 1 б., выводы – 2 б.
3. Составьте логическую цепочку основных элементов мирового круговорота воды.
Критерии оценивания: понятие «мировой круговорот воды» – 2 б., основные элементы мирового круговорота воды – 2 б, характеристика – 3 б., логическая цепочка – 6 б., оригинальность – 1 б., выводы – 1 б.

Блиц тур – краткий ответ (за каждый правильный ответ 5 баллов, всего 25 б.)
1. В каком городе длиннее день летом – в Мадриде, Москве, Донецке?
2. Какие широты принято называть «высокими», «ревущими», «конскими»?
3. Когда Земля ближе к Солнцу – зимой или летом? (в северном полушарии)
4. В полдень шел проливной дождь. Можно ли ожидать солнечную погоду через 60 часов?
5. Какой из городов расположен севернее: город, в котором Полярная звезда видна под углом в 30
° над горизонтом, или город, где она видна под углом в 47°?

Практический тур (каждая задача оценивается в 15 баллов, всего 30 б.)
1. Расстояние в 200 м мальчик прошел, сделав 145 пар шагов. Сколько сантиметров составляет расстояние на плане местности от станции до колодца, если при реальном прохождении этого расстояния мальчик сделает 80 пар шагов, а масштаб карты 1 : 2000.
2. В точки А 50
°30’ю.ш., 149°30’з.д. 22 марта местное время 20.00. Определите:
- координаты точки-антипода;
- материк или океан, на территории которого находится точка-антипод;
- дату и время точки-антипода.
Решение дополните схематическим рисунком.

9 класс
Теоретический тур (каждый вопрос оценивается в 15 б., всего 45 б.)
1. Определите, какая картографическая проекция изображена на рисунке, дайте характеристику этой проекции.
Критерии оценивания: понятие «картографическая проекция» – 2 б., правильное определение – 5 б., характеристика проекции – 6 б., оригинальность – 1 б., выводы – 1 б.   
2. Воздух нагревается от подстилающей поверхности, в горах эта поверхность располагается ближе к Солнцу, и, следовательно, приток солнечной радиации с подъёмом вверх должен возрастать и температура увеличиваться. Однако, нам известно, что этого не происходит. Почему?
Критерии оценивания: закономерность изменения t С° – 2 б., характеристика воздуха – 4 б., правильный ответ – 6 б., оригинальность – 1 б., выводы – 2 б.
3. Классифицируйте географические понятия. Укажите принципы классификации. Подчеркните понятия, применимые к территории Донецкой области, объясните почему вы выделили именно эти понятия.Абсолютная высота, параллель, трудовые ресурсы, горы, кряж, географическая широта, карьер, бассейн реки, природопользование, водохранилище, режим реки, природный комплекс, соль, торф, численность населения
Критерии оценивания: классификация понятий – 4 б., определение понятий Донецкой области – 4 б., объяснение – 4 б. оригинальность – 1 б., выводы – 2 б.


Блиц тур – краткий ответ (за каждый правильный ответ 5 баллов, всего 25 б.)
1. В каком городе длиннее день летом – в Мадриде, Москве, Донецке?
2. Какие широты принято называть «высокими», «ревущими», «конскими»?
3. Когда Земля ближе к Солнцу – зимой или летом? (в северном полушарии)
4. В полдень шел проливной дождь. Можно ли ожидать солнечную погоду через 60 часов?
5. Какой из городов расположен севернее: город, в котором Полярная звезда видна под углом в 30° над горизонтом, или город, где она видна под углом в 47°?

Практический тур (каждая задача оценивается в 15 баллов, всего 30 б.)
1. На ледоколе установлены часы всемирного (гринвичского) времени. Определите:
- на какой географической долготе находится корабль, если в полдень по местному времени эти часы показывают 7 часом 20 минут по Гринвичу;
- географическую широту, если полярная звезда с корабля видна над горизонтом под углом 74°.
2. Расстояние в 200 м мальчик прошел, сделав 145 пар шагов. Сколько сантиметров составляет расстояние на плане местности от станции до колодца, если при реальном прохождении этого расстояния мальчик сделает 80 пар шагов, а масштаб карты 1 : 2000.

10 класс
Теоретический тур (каждый вопрос оценивается в 15 б., всего 45 б.)
1. Солёность Аравийского моря составляет 38 ‰, а Бенгальского залива – 19 ‰. Обе акватории расположены в Индийском океане. Выберите основной фактор, влияющий на разницу солёности этих акваторий.
Критерии оценивания: характеристика водных объектов – 2 б., определение факторов – 4 б., характеристика основного фактора – 6 б., оригинальность – 1 б., выводы – 2 б.
2. Сельское хозяйство – древнейшая отрасль материального производства, имеющая максимальное распространение в мире. Сравните экстенсивное и интенсивное пути развитие сельского хозяйства.
Критерии оценивания: понятие «сельское хозяйство», «интенсивное с/х», «экстенсивное с/х» – 6 б., сравнительная характеристика – 6 б., оригинальность – 1 б., выводы – 2 б.
3. Объясните, как вы понимаете высказывание известного ученого-географа Н.Н.Баранского «Карта – альфа и омега географии». Дополните это высказывание известными вам словами географического смысла и объясните их.
Критерии оценивания: объяснение высказывания – 6 б., примеры высказываний и их объяснения – 6 б., оригинальность – 1 б., выводы – 2 б.


Блиц тур – краткий ответ (за каждый правильный ответ 5 баллов, всего 25 б.)
1. Могут ли полярники, зимующие на станции «Восток» в Антарктиде, наблюдать солнечное затмение 16 мая какого-либо года?
2. Почему облака не падают на Землю?
3. На какой широте 23 сентября в полдень длина тени будет равна длине шеста, от которого она образуется?
4. Какой из городов расположен севернее: город, в котором Полярная звезда видна под углом в 30° над горизонтом, или город, где она видна под углом в 47°?
5. Какие широты принято называть «высокими», «ревущими», «конскими»?

Практический тур (каждая задача оценивается в 15 баллов, всего 30 б.)
1. На топографической карте масштаба 1 : 10 000 лесной массив имеет форму прямоугольника со сторонами 5 см и 4 см. Рассчитайте количество деревьев в лесу, если условный знак этого массива такой: «сосна ».
2. Две группы школьников составляли топографическую карту. Первая группа проводила нивелирование холма с абсолютной высотой 159,2 м от подножья высотой 131,2 м. Другая группа начала нивелирование с точки, абсолютная высота которой на 22,6 м меньше, чем первой. Во сколько раз второй группе школьников пришлось устанавливать нивелир больше, чем первой, если абсолютная высота второго холма 164,9 м?

11 класс
Теоретический тур (каждый вопрос оценивается в 15 б., всего 45 б.)
1. Большая часть городов-миллионеров Бразилии расположена на побережье Атлантического океана. Достаточно вспомнить крупнейший город южного полушария – г. Сан-Паулу, столицу будущей Олимпиады 2016 г. – г. Рио-де-Жанейро и др. Объясните, почему большая часть населения крупнейшей страны Южной Америки проживает на атлантическом побережье.
Критерии оценивания: название городов атлантического побережья – 3 б., причины проживания на атлантическом побережье – 6 б., примеры – 3 б., оригинальность – 1 б., выводы – 2 б.
2. Все крупнейшие автомобильные корпорации стремятся расширять своё присутствие в разных странах мира. Для этого они используют разные технологии: от покупки контрольных пакетов акций местных производителей до строительства своих филиалов. Объясните, почему чаще всего площадками для размещения новых заводов мировых автомобильных ТНК выступают развивающиеся страны.
Критерии оценивания: понятие «развивающиеся страны» – 2 б., определение причины размещения – 6 б., примеры автомобильных корпораций – 4 б., оригинальность – 1 б., выводы – 2 б.
3. Константин Георгиевич Паустовский в главе «Старинная карта» рассказа «Мещёрская сторона» написал: «Карту эту мне пришлось исправлять самому. Изменились русла рек. Там, где на карте были болота, кое-где уже шумел молодой сосновый лес; на месте иных озер оказались трясины». Какие из приведенных изменений связанные с деятельностью человека, а какие нет? Какие еще изменения природных объектов могут быть такими стремительными, что требуют исправления карт. Приведите примеры.
Критерии оценивания: изменения связанные с деятельностью человека – 3 б., изменения не связанные с деятельностью человека – 3 б., современные стремительные природные изменения – 3 б., примеры – 3 б., оригинальность – 1 б., выводы – 2 б.


Блиц тур – краткий ответ (за каждый правильный ответ 5 баллов, всего 25 б.)
1. Могут ли полярники, зимующие на станции «Восток» в Антарктиде, наблюдать солнечное затмение 16 мая какого-либо года?2. В каком городе длиннее день летом – в Мадриде, Москве, Донецке?
3. На какой широте 23 сентября в полдень длина тени будет равна длине шеста, от которого она образуется?
4. Какой из городов расположен севернее: город, в котором Полярная звезда видна под углом в 300 над горизонтом, или город, где она видна под углом в 470?
5. Какие широты принято называть «высокими», «ревущими», «конскими»?

Практический тур (каждая задача оценивается в 15 баллов, всего 30 б.)
1. На топографической карте масштаба 1: 10 000 лесной массив имеет форму прямоугольника со сторонами 5 см и 4 см. Рассчитайте количество деревьев в лесу, если объяснительный условный знак об этом массиве такой: «сосна ».
2. В момент восхода Солнца в столице Эквадора (Кито 0°ш. 78° з.д.) 23 сентября, в столице этой бывшей британской колонии Солнце прошло зенит, и азимут Солнца изменился на 20°. О каком государстве и столице идет речь? На берегу, какого крупного водного объекта, через который протекает крупнейшая река континента, находится столица?

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.