Билет № 28 (ПЭ)
1. Охарактеризуйте географию водного транспорта мира.
Транспорт — ведущая отрасль материального производства, он составляет материальную основу международного разделения труда, воздействует на размещение производства, способствует развитию специализации и кооперирования, а также развитию интеграционных процессов. Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему.
НТР коснулась всех видов транспорта: увеличились скорости, выросла грузоподъёмность, умножился подвижной состав. Появление контейнеров, подводных тоннелей значительно расширило возможности транспортировки различных грузов. Соотношение видов транспорта в транспортных системах регионов и отдельных стран мира различно. Так, транспортная система промышленно развитых государств имеет сложную структуру и представлена всеми видами транспорта, включая электронный. Особенно высоким уровнем развития транспортной инфраструктуры отличаются Япония, США, Франция, ФРГ, Великобритания и др. Именно на развитые страны приходится примерно 85% грузооборота мирового внутреннего транспорта (без морского дальнего плавания). Причем в странах Западной Европы 25% грузооборота приходится на ж/д транспорт, 40% — на автомобильный, а оставшиеся 35% — на внутренний водный, морской (ближний) каботаж и трубопроводный виды транспорта.
К водному транспорту относится морской и внутренний водный транспорт.
Морской транспорт. Из всех видов мирового транспорта самым дешевым является морской. Он обеспечивает более 75% перевозок между странами (общий объем грузов — около 3,6 млрд. тонн в год), обслуживает 4/5 всей международной торговли, перевозит наливные, навалочные, насыпные грузы. Наибольший тоннаж морского торгового флота у Японии, США, Греции, России. Наличие большого флота у Панамы, Либерии, Кипра, Багамских островов объясняется тем, что под флагами этих стран ходят суда других держав. По размерам морских перевозок выделяется Атлантический океан. К крупнейшим мировым портам (по показателю грузооборота) относятся: Роттердам (Нидерланды), Сингапур, Шанхай (Китай), Нагоя, Токио-Йокогама (Япония), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия, Сан-Франциско (США), Антверпен (Бельгия), Гавр, Марсель (Франция), Лондон и др.
Речной транспорт использует судоходные реки, каналы и внутренние водоемы. Крупнейшие судоходные каналы и водные речные пути мира — Береговой канал (США), Великий канал (Китай), Волго-Камский водный путь (Россия), водный путь Рейн — Майн — Дунай в Европе. Речной транспорт обслуживает преимущественно внутренние потребности отдельных государств, но иногда осуществляет и международные перевозки (например, по рекам Рейн, Дунай в Европе и др.). Самый большой речной и озерный флот — в США. Среди ведущих стран мира по объему грузооборота внутреннего водного транспорта следует отметить также Китай, Россию, ФРГ и Канаду.
Внутренний водный транспорт перевозит грузы и пассажиров по рекам, озерах и искусственных водоемах. По грузообороту и пассажирообороту этот вид транспорта уступает всем остальным. По численности судов он преобладает над морским транспортом, но по общему водоперемещению уступает ему в полтора десятка раз. Наиболее развит этот транспорт в США, Германии, Канаде, Словакии, Бельгии, Франции, Украине, Нидерландах, России, Венгрии. На США приходится более половины грузооборота водного транспорта экономически развитых стран мира. Основные грузы: нефтепродукты, кокс, нефть, уголь, строительные материалы. Важнейшие в системе внутреннего водного транспорта: река Миссисипи с Теннесси, Миссури, Огайо, Великие озера (Верхнее, Эри, Мичиган, Онтарио, Гурон). Большое значение имеет также Береговой канал длиной 4 тыс. км, расположен в прибрежной полосе Атлантического океана. Он соединяет крупнейшие города побережья и устья рек, впадающих в океан, оптимизируя, таким образом, внутреннюю речную систему и каботажное плавание.
Крупнейшие порты внутренних водных путей сосредоточены в устьях рек, как Роттердам, Гамбург, Бремен, Астрахань, Антверпен, Гавр, Архангельск, Херсон и др. Развивающиеся страны имеют мощные речные системы: Нигер, Амазонка, Тигр, Конго, Замбези, Меконг и другие. Однако в этих странах нет сети судоходных каналов, и поэтому реки используются не в полной мере. Это и определяет слабый уровень развития портового хозяйства и речного флота.
Преимущества водного транспорта:
- неограниченная пропускная способность морских путей;
- мобильность; в зависимости от спроса и предложения на тоннаж, суда легко переключаются с одного маршрута на другой;
- низкая по сравнению с другими видами транспорта стоимость перевозок (особенно на значительные расстояния);
- большая грузоподъёмность судов обеспечивает возможность перевоза значительных партий груза;
- незаменимость водного транспорта в силу географических особенностей.
Недостатки водного транспорта:
- ограниченная пропускная способность портов;
- зависимость от работы портов;
- зависимость от климатических условий.
2. Расскажите о географической среде и ее роли в жизни человека.
Географическая среда - это часть природы, с которой взаимодействует человечество. Географическая среда является территорией для размещения общества, источником всех природных ресурсов, здоровья людей. Она влияет на географическое разделение труда, размещение различных отраслей хозяйства.
Географическая среда - это та часть земной природы, с которой человечество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе исторического развития.
Она играет огромную роль в жизни человечества:
- служит средой обитания;
- является важнейшим источником ресурсов;
- оказывает большое влияние на духовный мир людей;
- благоприятно воздействует на их здоровье и настроение.
Вся история человеческого общества - это история его взаимодействия с природой, географической средой. Эти отношения противоречивы:
- с одной стороны: человек изменяет природу, использует её, приспосабливает для своих нужд (в следствие этого, чрезвычайно ускорилось превращение природных ландшафтов в антропогенные - городские, горнопромышленные, сельскохозяйственные, рекреационные). К сведению: по подсчётам учёных, сейчас антропогенные ландшафты занимают более 60 % земной поверхности, в том числе, примерно на 20 % её территории они преобразованы коренным образом: это города и поселки, поля и сады, дороги и горные выработки, искусственные леса и зоны отдыха.
- с другой стороны: географическая среда оказывает значительное влияние на развитие общества, влияет на размещение отраслей хозяйства (природно-ресурсный фактор). Необходимо отметить, что современная промышленность потребляет огромное количество сырья, стоимость которого (включая расходы на топливо и электроэнергию) в суммарных затратах на производство промышленной продукции составляет около 75 % и т.д. В результате деятельности человека природе наносится вред, иногда непоправимый. Изменяется среда обитания человека, и встаёт вопрос о здоровье и выживании всего человечества.
Общество стало изымать из природы всё больше её ресурсов и одновременно возвращать в неё всё более многочисленные отходы своей деятельности, их масса достигла величины около 40 млрд. тонн.
К сведению:
1) Ежегодно с лица Земли исчезает 11 млрд. га тропических лесов - это в 10 раз превышает масштабы лесовосстановления.
2) В результате процесса опустынивания ежегодно изымается из сельскохозяйственного производства около 6 млрд. га земель.
3) Разрушение озонового слоя.
4) Увеличение токсичных выбросов в атмосферу (двуокись серы, окислы азота и др.), в водную среду, нарушение почвенного покрова и т.п.
В конечном итоге, возникли 2 взаимосвязанные проблемы:
1) рационального использования природных ресурсов;
2) охраны окружающей среды от загрязнения.
Вследствие взаимодействия природы и хозяйственной деятельности человека обострились глобальные экологические проблемы: загрязнение окружающей среды, сокращение пашни, истощение минеральных ресурсов, уничтожение видов животных и растений. Сейчас в течение одного года человек добывает более 120 млрд. тонн минерального сырья, вырубает миллионы гектаров леса, использует миллиарды кубических метров воды. Ежегодно в воздух попадает более 1 млрд. тонн отравляющих веществ.
Для решения этих глобальных проблем необходимо объединение усилий всех стран, всего человечества нашей планеты.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.