суббота, 30 октября 2021 г.

 11 КЛАСС:  ГЕРМАНИЯ  

Самое мощное в экономическом плане европейское государство – Германия. Она играет значительную роль не только в европейской, но и мировой экономике и политике. В ХХ веке именно Германия развязала две мировые войны и в обоих потерпела поражения, причем после второй была поделена на две части: восточную – ГДР  и западную – ФРГ, хозяйство которых было разрушено. Объединение Германии в 1990 г. стало самым ярким событием, поскольку оно, помимо изменения экономической ситуации в объединенной стране, повлияло на разделение сил во всем мире. На сегодняшнем уроке мы попытаемся выявить причины экономического развития Германии и те факторы, которые определили успех этого развития.

Официальное название –  Федеративная Республика Германия.

Площадь – 357 тыс. км2.

Население – 84 млн. человек.

Столица – Берлин.

Экономически высокоразвитое государство, страна «Большой семерки».

Парламентская республика, федеративное государство.

Задание 1. С помощью карты атласа определите: 

а) С какими государствами граничит Германия? Каков уровень их развития? Насколько выгодно это соседство? 

б) Какими морями омывается Германия? (ЭГП – записать в тетрадь полученные данные).

   

Германия расположена в Западной части Европы. Ее окружают девять высокоразвитых стран-соседей: Дания на севере, Нидерланды, Бельгия, Люксембург и Франция на западе, Швейцария и Австрия – на юге, Чехия и Польша – на  востоке. На севере Германия имеет довольно удобный выход к Северному и Балтийскому морям, которые соединены между собой Нильским каналом, пересекая Ютландский полуостров. "Морские ворота" Германии обеспечивают доставку большого количества грузов, в частности топлива, сырья, а также вывоз готовой продукции самым дешевым видом транспорта. 

Территория современной Германии была заселена еще в древние времена. Само слово "немецкий" появилось, как утверждают исследователи, в VII в. и первоначально означало лишь язык, на котором говорили в восточной части империи франков. С распадом этой империи (начало IX в.) ее восточную территорию заселило немецкоязычное население, которое и дало название региону проживания – Германия. Немецкий западный рубеж всегда был достаточно стабильным, тогда как восточный часто менялся. Еще в начале X в. граница проходила примерно вдоль рек Эльба и Зааля. Позже немецкий район поселение продвинулся далеко на восток. Это движение прекратилось лишь в середине XIV в. Достигнутая тогда этническая граница между немцами и славянами просуществовала до Второй мировой войны.

Государственный язык – немецкий. Основная религия – христианство (85,1%). Административно-территориальное деление – 16 земель. ФРГ – федеративное государство, каждая из земель имеет свою конституцию, парламент и правительство.


Руководитель государства – федеральный президент, законодательный орган – бундестаг. Политические партии: Христианско-демократический союз (ХДС), Христианско-социальный Союз (ХСС), Свободная демократическая партия, Социал-демократическая партия, Союз 90 - Зеленые, Партия демократического социализма, Национал-демократическая партия и др.

ФРГ принадлежит к высокоразвитых постиндустриальных стран мира. В общей структуре хозяйства преобладает сфера услуг – 68,0%. Промышленность составляет 31,0% и сельское хозяйство – всего 1,0%. По объему производства она занимает третье место в мире, а в мировой торговле - второе. С 1975 г. Германия участвует в деятельности группы семи наиболее индустриально развитых стран мира, которые ежегодно согласовывают свою экономическую и финансовую политику.

Промышленность. Основой немецкой экономики является промышленное производство, где преобладают небольшие предприятия. В западной части Германии, то есть на территории старых федеральных земель, из 47000 предприятий лишь около двух процентов относятся к крупным с числом занятых свыше 1000 человек. 

Общий ход развития промышленности в последние десятилетия сопровождался, с одной стороны, постоянным ростом ВНП, а с другой – ощутимыми структурными изменениями, что стало следствием:

1) уменьшение более чем 2 раза доли добывающей промышленности за счет значительного уменьшения добычи каменного угля;

2) уменьшение доли отраслей легкой промышленности, в частности текстильной, обувной;

3) рост доли новых отраслей – химии, нефтепереработки, электротехники, автомобилестроения. Химическая промышленность является важнейшей отраслью индустрии основных материалов и производства промышленных товаров Германии. Оборот химической промышленности в начале 1990-х годов составил почти 166 млрд. немецких марок, причем доля экспорта превысила 50% при занятости почти 600 тыс. работающих.

По экспорту химической продукции Германия занимает первое место в мире.

В химической промышленности развивается производство кислот и минеральных солей, синтетического азота, серной кислоты, а также лаков и красок.

В Германии выделяются два больших района химической промышленности: Северный Рейн-Вестфалия, где эта отрасль базируется на переработке угля и использовании отходов коксования, а также импортной нефти. Значительными центрами химической промышленности на этой земле есть Леверкузен, Кельн и др. Вторым крупным районом является Прирейнский, где развиваются нефтехимия, производство лаков и красок. Самыми известными центрами химической промышленности здесь является Людвигсгафен и Франкфурт-на-Майне. Самыми популярными фирмами, которые занимаются производством химической продукции, является "БАСФ", "Гехст" и "Байер". Они производят до 2/5 продукции. Химическая промышленность неплохо развита и в бывшей ГДР, но в условиях рыночной экономики, как свидетельствуют специалисты, ее продукция не является конкурентоспособной. Для этого химическую промышленность Восточной Германии необходимо реконструировать и привести ее к мировому уровню.

Автомобилестроение. По количеству производства автомобилей Германия занимает третье место в мире, выпуская в год около 6 млн. автомобилей, в т. ч. 5,5 млн. легковых, что составляет более 14 % мирового производства.

Пять самых популярных в мире фирм: "Даймлер-Бенц", "БМВ", "Фольксваген", "Опель" и "Форд" выпускают в Германии более 90% всех автомобилей. При этом "Форд" – немецкий филиал американского концерна "Форд", а "Опель" – дочернее предприятие американской фирмы "Дженерал Моторс". Производство автомобилей разбросанные по всей Германии, но главными центрами автомобильной промышленности является Вольфсбург, Энден, Рюссельсгайм, Брауншвейг, Кельн, Штутгардт, Нюрнберг, Мюнхен. Давние традиции автомобилестроения имеют и Восточные земли. Проводится реконструкция и ведется строительство новых производственных мощностей в Саксонии, Бранденбурге и Тюрингии. Среди реконструированных предприятий Восточной Германии выделяется бывший завод "ИФА" (г. Людвигсфельде), что подчиняется фирме "Даймлер-Бенц". Он производит запчасти для грузовых автомобилей и экспортирует их в более чем 50 стран мира. Исключительно на экспорт (г. Циттау) работает бывший завод "Робур", выпускающая грузовые автомобили, будучи теперь в составе фирмы М.А.Н.

В Германии, кроме названных выше, производят автомобили еще две независимые фирмы, специализирующиеся на производстве супертяжелых моделей. Это фирмы в городах Аугсбург, Найнкирхен-ам-Санд, что находятся недалеко Нюрнберга, а также Бутибах (Гессен) и Остергальц-Шарлебекк неподалеку от Бремена.

Электротехническая промышленность по стоимости продукции и количеству занятых (свыше одного миллиона человек) относится к ведущим отраслям промышленности. Электротехническая промышленность развита и на территории Восточной Германии. Крупными центрами электротехнической промышленности являются Мюнхен, Нюрнберг, Эрланген, Штутгардт, Мангейм, Франкфурт-на-Майне, Кельн, Гамбург, Берлин.

Нефтеперерабатывающая промышленность Германии в основном базируется на импортной нефти. Собственная добыча нефти обеспечивает потребности страны менее чем на 5%. Основную часть добычи дают нефтепромыслы в междуречье Везера и Эмси. Значительными центрами нефтепереработки являются Кельн, Карлсруэ, Ингольштадт, Гельзенкирхен, Гамбург. Организующим центром этой области является Гамбург, где размещаются основные штаб-квартиры нефтяных компаний. Ежегодный импорт нефти превышает 100 млн. т.; нефтепродуктов – до  50 млн. т. Половина мощностей нефтеперерабатывающей промышленности расположена в морских портах – Гамбурге, Бремене, Вильгельмсгафен. Завершение строительства крупных нефтепроводов: Вильгельмсгафен – Кельн  и Роттердам – Кельн  способствовало возникновению новых нефтеперерабатывающих заводов в земле Северный Рейн-Вестфалия.

Значительной опорой для экономики южных земель Германии является поставка нефтепродуктов трубопроводами из Средиземноморья (Марсель, Генуя, Триест) до немецких городов Карлсруэ и Ингольштадт и др.

Сельское хозяйство. Германия имеет высокоразвитое сельское хозяйство. На его долю приходится 1,0 % ВНП, что позволяет полностью удовлетворять потребности населения в местной сельскохозяйственной продукции.

Основой сельскохозяйственного производства в Германии является сельская семейная ферма. Более 90% всех ферм обрабатывают земельные площади, которые являются меньшими от 50 га. Важное значение имеют подсобные хозяйства. Сельское хозяйство Германии характеризуется высокой производительностью труда.

Высокая интенсивность сельскохозяйственного производства обеспечивается широкой механизацией и электрификацией, использованием удобрений и современных средств борьбы с вредителями. Структура сельскохозяйственного производства Германии характеризуется преобладанием животноводства над растениеводством. Доля животноводства в общей стоимости сельскохозяйственной продукции превышает 70%.

В последние десятилетия изменились привычки и тип питания немцев. По сравнению с послевоенными годами значительно уменьшился спрос на богатые крахмалом растительные продукты – картофель, изделия из зерна. Однако возросло потребление мяса, птицы, яиц, а также овощей и фруктов.

Животноводство. Благоприятные условия для развития животноводства имеют предгорья Альп и приморские территории севера. Почти 80% молочного скота фермеры удерживают стадами не больше 40 голов. По наличию крупного рогатого скота Германия занимает второе место в Западной Европе (после Франции), насчитывая 14,9 млн. голов. Повсеместно в Германии распространено свиноводство. По поголовью свиней Германия занимает четвертое место в мире и первое в Европе, насчитывая свыше 26 млн. голов. Большинство откормочных ферм (80%) удерживают стада свиней с количеством до 60 голов.

Растениеводство характеризуется относительно высоким удельным весом кормовых культур, которые вместе с природными пастбищами и лугами является надежной базой развития животноводства. Товарной продукцией растениеводства являются зерновые культуры, в частности пшеница, ячмень, а среди технических культур – сахарная  свекла, хмель. Валовой сбор зерновых составляет до 47 млн. т., это восьмое место в мире и третье – в Европе. Пшеницы  выращивается около 20 млн. т., или 43,8% выращенного зерна в стране. Главным районом выращивания зерновых культур (особенно пшеницы и ячменя) является так называемый «зерновой пояс», протягивающийся от земли Мекленбург-Передняя Померания и Шлезвиг-Гольштейн к Кельнской бухты вдоль предгорья Нижней Саксонии и земле Северный Рейн-Вестфалия. Вторым районом выращивания пшеницы является Баварское плато, а также долины Рейна. Овес и рожь выращивают преимущественно в приморских районах.

Сахарная свекла дает высокие урожаи в Нижней Саксонии, Саксонии-Ангальт, Северном Рейн-Вестфалии, а также в Баварии. Ежегодно немцы собирают 26-30 млн. т этих корнеплодов.

Хмель выращивается преимущественно в Баварии – более 90% общего сбора, до 35тыс. т. – первое место в мире.

Виноградарство и садоводство развито в долинах рек юга Германии, а также на склонах живописных гор Шварцвальда.

Транспорт. Развитие транспорта Германии связан с такими особенностями:

1) центральным расположением в Европе, в частности в ее западной части, следствием чего является прокладывание через территорию Германии важных международных путей, идущих с востока на запад, с севера на юг и наоборот;

2) удаленностью большей части территории от моря и преобладанием сухопутных границ над морскими;

3) ориентацией топливно-энергетического комплекса и горно-добывающей промышленности на более дешевое импортное сырье;

4) развитием эффективного внутренне-германского сообщения "восток - запад", в связи с объединением Германии и вхождением ее восточной части в европейский рынок.

В структуре перевозок как пассажиров, так и грузов первое место удерживает автомобильный транспорт. Объем перевозок автомобилями составляет 685 млрд. пассажиро-километров, что в десять раз больше, чем на железной дороге. В грузоперевозках на первом месте тоже находятся грузовые автомобили – 185 млрд. тонно-километров, или 2/5 общего тоннажа.

Сеть дорог межрегионального сообщения имеет общую длину 222 тыс. км, из них 11246 км автобанов и 41487 км федеральных дорог. После США, Германия имеет самую большую сеть автомагистралей в мире.

Задание 2. Используя тематические карты атласа, текст учебника и дополнительные материалы, охарактеризуйте внешнеэкономические связи ФРГ.


Домашнее задание: 

1) Ознакомиться с видеоуроками «Зарубежная Европа. Федеративная Республика Германия» https://iu.ru/video-lessons/bdb7c84c-0c2b-410d-ab55-375886693d01   и    https://iu.ru/video-lessons/0c2d68ca-7fd4-48d3-bf4f-ac36fb52ec8b;

2) составить в тетради "визитную карточку" Германии; 

3) заполнить контурную карту «Хозяйство Германии»

Дополнительно – презентация «Традиции и культура Германии».

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.