суббота, 13 июня 2020 г.

Родословная города Макеевки  

Год основания Макеевки краеведам удалось установить не сразу. 
Долгое время считалось, что город был основан в 1777 году. Однако известный краевед Николай Колодяжный более двадцати лет собирал материалы, доказывающие, что не 1777-й, а 1690-й год является датой основания города Макеевки. 
В декабре 2000 года из Центра памятоведения Украинского товарищества охраны памятников истории и культуры Национальной академии наук Украины пришел ответ на запрос Николая Колодяжного, в котором сообщалось, что «… наиболее древними поселениями города, согласно архивным источникам, считаются Ясиновка, Макеевка, Землянки. Все они появились в конце 17-го столетия как казацкие займища». Поскольку годом основания населенного пункта считается первое письменное упоминание о нем, документальное подтверждение о возрасте Макеевки было найдено. От 1690-го до 2020-го прошло 330 лет, и в нынешнем году у нас очередной солидный юбилей.

Землевладельцы Иловайские 

Земли нынешнего Донбасса историки называют «диким полем». Здесь жили и скифы, и сарматы, и аланы, и хазары. В шестнадцатом-семнадцатом веках эти земли стали казацкими. Территория, где сейчас расположены Макеевка и Донецк, были постоянным предметом спора запорожских и донских казаков. Для прекращения спора понадобилось вмешательство правительства. Указом Сената от 30 апреля 1746 года была утверждена граница между Запорожским и Донским войсками. Граница прошла, в частности, по реке Кальмиус, которая делит Донецк почти на равные части. Три современных городских района лежат на бывших землях Макеевской волости Области Войска Донского.
В 1834 году территория Войска Донского была разделена на округа. Слобода Макеевка вошла в состав Первого Миусского округа (через некоторое время округ был расширен). На момент образования округа в нем не было ни одной казачьей станицы. Он состоял из слобод, поселков и хуторов. К слободам относили поселения, имею- щие церкви, к поселкам – населенные пункты без церквей, с числом дворов более десяти, к хуторам относили населенные пункты с числом дворов менее десяти. На конец девятнадцатого века в Таганрогском округе, переименованном из Миусского, была одна станица – Новониколаевская (ныне – Новоазовск). Но возвратимся к Макеевке и людям, основавшим ее и жившим здесь.
Самое раннее упоминание о роде Иловайских относится к семнадцатому веку. Первый из известных Иловайских был войсковой старшина Андрей Иванович (1580 – 1641). Принимал участие в различных походах, был женат на грузинской княжне. Его сын, Осип Андреевич (1628-1685), также был войсковым старшиною. Следующий Иловайский – Мокей Осипович – отличился в боях против крымского хана Менгли-Гирея в войсках под командованием князя Голицына, за боевые заслуги был пожалован Высочайшей грамотой, золотой саблей и золотым ковшом с Царским гербом и надписью «Легкой станицы атаману и казаку Мокею Осиповичу Иловайскому».
Сын Мокея Осиповича, Иван, служил на Кавказе. Семь лет провел в плену, несколько раз пробовал бежать. Только третья попытка оказалась успешной. Отличился в боях под Кизляром в 1749 году, за что был награжден золотой саблей. Дослужился до полковника, был походным атаманом. У него с женой было четыре сына: Алексей, Дмитрий, Василий и Николай. Сын Ивана Мокеевича Дмитрий и внук Иван Дмитриевич Иловайские имеют непосредственное отношение к заселению земель в верховьях реки Кальмиус. Дмитрий Иванович Иловайский назвал слободу Макеевкой в честь деда – Мокея Осиповича. Ясиновка уже была, а слобода Макеевка основана в 1787 году Дмитрием Иловайским при речке Грузской.
Дмитрий Иванович родился в 1738 году, на службу поступил в 1754 году, участник войны с Пруссией и Турцией. За штурм Измаила получил именную золотую медаль и 30 червонцев. В 1794 году произведен в генерал-майоры, через четыре года – в генерал-лейтенанты, а в 1799-м – в генералы-от-кавалерии. Был обвенчан с Евдокией Грековой, дочерью походного атамана Тимофея Федоровича Грекова. В семье Иловайских родилось семеро сыновей и две дочери. Слобода Макеевка досталась одному из сыновей – Григорию. Григорий Дмитриевич Иловайский на службу записан 5 января 1787 года, 15 мая 1788 – он уже сотник. В 1788-1790 годах принимал участие в русско-турецкой войне под Очаковом, Каушанами, Бендерами, Измаилом. В 1801 году находился в походе к Оренбургу. Отличился в кампаниях с французами в 1806-1807 годах. В полковники произведен в 1810 году. С началом отечественной войны 1812 года занимался формированием ополчения на Дону. Отличился в бою под Медынью, затем сражался под Данцигом. Тогда же был произведен в генерал-майоры. Похоронен в Святогорской Успенской пустыни у входа в пещерную церковь. У Григория Дмитриевича Иловайского было двенадцать детей. Его жена Марфа Аркадьевна Исаева пережила мужа на десять лет и была похоронена рядом с мужем в Святогорском монастыре. Один из их сыновей – Иван – был одним из первых, кто увидел перспективность угледобычи. Иван Григорьевич окончил школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров в шестнадцать лет и 13 июня 1848 года был произведен в корнеты, затем был поручиком, сотником, участвовал в Крымской войне. За оборону Севастополя награжден серебряной медалью. С женой Екатериной Васильевной Яновой у них было девятеро детей.

Начало угледобычи  

Сначала на своих обширных земельных владениях Иван Григорьевич построил винокуренные заводы. Осмотревшись вокруг, занялся добычей угля. Для ремонта сельскохозяйственного инвентаря им обустраивается небольшой заводик, через некоторое время перепрофилированный для ремонта шахтного оборудования. Построенные шахты он называет именами детей – «Владимир», «София», «Дмитрий». Впоследствии его сын назовет шахту в честь отца – «Иван».
Иван Григорьевич был одним из пяти инициаторов (вместе с Ауэрбахом, Горловым, Шейрманом, Поповым) созыва координирующего органа горнопромышленников – Съезда горнопромышленников юга России.
После смерти отца всеми делами стал заниматься сын Дмитрий, по образованию горный инженер, причем, как вспоминал инженер Фенин, технологическими вопросами он занимался неохотно: «Дмитрий Иванович, очень красивый, несколько, впрочем, тяжелой массивной красотой человек лет 35-40, аристократ-казак, волоокий с курчавыми волосами, глядевший несколько исподлобья, внешне сурово, был, в сущности, самостоятельным хозяином дела: отец его, известный Иван Григорьевич Иловайский, богатейший помещик Донской области, основатель угольного дела, к тому времени уже умер, а братья Дмитрия Ивановича в управление рудником не вмешивались. Раньше, до моего поступления, обязанности директора-распорядителя рудника нес очень известный на юге инженер путей сообщения Андрей Николаевич Глебов, компаньон Иловайских по владению рудником. Я его никогда не видел, но легенд об его директорстве слышал много. Живя в 25 верстах от рудника в усадьбе Иловайских Зуевке, Глебов приезжал на рудник на бешеной тройке со звоном и гамом или поздно ночью или на заре утром – таким неожиданным приездом он контролировал работы. Начальства у нас, инженеров Макеевского рудника, в сущности, не было – Д.И. Иловайский бывал на руднике редко, нам вполне верил и в текущие дела не вмешивался вовсе, ограничиваясь при свидании с нами расспросами и советами – приказаний и распоряжений он никогда не давал. Человек спокойный, скорее ленивый, большой и настоящий барин, Дмитрий Иванович не любил никакого беспокойства – он ни разу при мне не был на руднике под землей и даже ни разу не приехал на шахту. И вместе с тем Дмитрий Иванович был на редкость способным администратором и ловким коммерческим дельцом – он отлично умел подбирать нужных ему людей, чуть ли не шутя заставлять их работать – мы очень ценили его одобрения, умел ловко продавать уголь (это он делал сам) и в итоге отлично управлял большим делом. Но Иловайский нам был, конечно, «чужой», начиная хотя бы с его редких появлений на руднике, «чужим» он был и по масштабу своей жизни и по постоянной сфере его окружения – мы ее не знали».

ИСТОЧНИК: газета "Вечерняя Макеевка" (по данным, предоставленным Александром Ивановичем Серовым).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.