суббота, 3 декабря 2016 г.

10 КЛАСС: ПЕРЕВОДНОЙ  ЭКЗАМЕН ПО ГЕОГРАФИИ  
Экзаменационные материалы составлены на основе Программы «Социально-экономическая география мира» для общеобразовательных организаций: базовый уровень / сост. Панкина В.Е., Николенко В.А., Налбат Л.П. – Донецк: Истоки, 2015. – 13 с.
Переводной экзамен в 10-м классе по географии включает 30 билетов, каждый из которых содержит два теоретических вопроса и одно практическое задание. Перечень вопросов в билетах отражает содержание учебной программы по географии в 10 классе: готовность формулировать точное определение и и основных понятий, законов, теорий; правильно и обстоятельно отвечать на поставленные вопросы, уметь выявлять закономерности, делать выводы, анализировать.

Практическое задание отражает уровень сформированности географических знаний, умений определять географические объекты и явления, производить расчеты и вычисления географических задач, строить столбчатые и секторные диаграммы, а также выполнять задания на контурной карте. Если практическое задание билета предполагает работу на контурной карте, то ученик получает чистый бланк контурной карты. Задание на контурной карте имеет картографический характер и предусматривает нанесение на карту информации в соответствии с поставленной учебной задачей и разработку легенды карты (записи на карте и легенда делаются тем же цветом ручки, которым выполняется вся работа).
Форма проведения переводного экзамена по географии  устная.
Время подготовки для каждого учащегося составляет до 30 минут. 
Дата и время проведения - 31 мая 2017 года, 09.00 часов
Рабочим языком проведения экзамена является русский язык.


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ
ПЕРЕВОДНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ГЕОГРАФИИ В 10-ом КЛАССЕ
Билет № 1
1. Расскажите о типологии государств.
2. Охарактеризуйте предмет и задачи экономической и социальной географии мира.
3. Географическая задача.

Билет № 2
1. Охарактеризуйте географию топливной промышленности мира.
2. Расскажите о продовольственной проблеме как глобальной проблеме человечества.
3. Практическое задание на знание географической карты.

Билет № 3
1. Охарактеризуйте группу развивающихся стран.
2. Назовите и охарактеризуйте основные последствия глобального потепления  климата.
3. Географическая задача.

Билет № 4
1. Охарактеризуйте географию электроэнергетики мира.
2. Расскажите о «демографическом взрыве» как социальном явлении и его особенностях в развивающихся странах.
3. Практическое задание на построение диаграммы.

Билет № 5
1. Охарактеризуйте политические системы стран мира.
2. Расскажите о преимуществах и недостатках альтернативных источников энергии.
3. Практическое задание на знание географической карты.

Билет № 6
1. Охарактеризуйте географию машиностроения мира.
2. Расскажите о демографической политике стран мира.
3. Практическое задание на знание географической карты.

Билет № 7
1. Раскройте этапы формирования политической карты мира.
2. Раскройте суть «зеленой революции».
3. Географическая задача.

Билет № 8
1. Назовите основные закономерности размещения топливных ресурсов. Приведите
примеры.
2. Охарактеризуйте мировую торговлю.
3. Практическое задание на знание географической карты.

Билет № 9
1. Охарактеризуйте группу экономически развитых стран.
2. Расскажите о глобальной проблеме освоения ресурсов Мирового океана.
3. Практическое задание на знание географической карты.

Билет № 10
1. Охарактеризуйте географию химической промышленности мира.
2. Раскройте суть глобальной экологической проблемы. Приведите примеры.
3. Географическая задача.

Билет № 11
1. Охарактеризуйте международные организации по виду деятельности.
2. Расскажите о классификации природных ресурсов.
3. Практическое задание на знание географической карты.

Билет № 12
1. Охарактеризуйте формы административно – территориального устройства стран мира.
2. Расскажите о видах альтернативных источников энергии. Каковы перспективы их
использования?
3. Практическое задание на построение диаграммы.

Билет № 13
1. Охарактеризуйте экономические системы стран мира.
2. Назовите основные закономерности размещения рудных ресурсов. Приведите примеры.
3. Географическая задача.

Билет № 14
1. Назовите этапы формирования мирового хозяйства.
2. Охарактеризуйте географию металлургии мира.
3. Практическое задание на знание географической карты.

Билет № 15
1.Охарактеризуйте типы воспроизводства населения.
2. Перечислите основные черты НТР на современном этапе.
3. Практическое задание на знание географической карты.

Билет № 16
1. Расскажите о мировых религиях и их географии.
2. Охарактеризуйте международное географическое разделение труда. Приведите
примеры.
3. Практическое задание на знание географической карты.

Билет № 17
1. Раскройте суть миграционных процессов.
2. Охарактеризуйте формы государственного правления стран мира.
3. Географическая задача.

Билет № 18
1. Расскажите о городском и сельском населении мира. Типы поселений.
2.Охарактеризуйте современные тенденции развития мирового хозяйства.
3. На контурной карте мира обозначьте границы не менее 5 стран с преобладанием
сельского населения.

Билет № 19
1. Опишите воздействие процесса урбанизации на окружающую среду.
2. Охарактеризуйте рекреационные ресурсы, их размещение на планете.
3. Географическая задача.

Билет № 20
1. Раскройте понятие «ресурсообеспеченность». Приведите примеры
ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов.
2. Расскажите о преимуществах и недостатках сухопутного транспорта.
3. Практическое задание на знание географической карты.

Билет № 21
1. Проанализируйте демографическую проблему как одну из глобальных проблем
человечества.
2. Охарактеризуйте отраслевой состав и особенности размещения легкой
промышленности, проблемы и перспективы ее развития.
3. Географическая задача.

Билет № 22
1. Охарактеризуйте климатические и космические ресурсы мира.
2. Раскройте отраслевой состав деревообрабатывающей промышленности и географию ее размещения.
3. Практическое задание на знание географической карты.

Билет № 23
1. Раскройте понятия «урбанизация», «агломерация», «мегалополис». Приведите примеры.
2. Охарактеризуйте задачи экономической и социальной географии мира.
3. Практическое задание на знание географической карты.

Билет № 24
1. Охарактеризуйте географию растениеводства.
2. Дайте определение понятия «глобальные проблемы человечества». Охарактеризуйте одну из проблем.
3. Географическая задача.

Билет № 25
1. Охарактеризуйте размещение населения Земли и факторы, влияющие на этот процесс.
2. Раскройте понятие «природопользование». Приведите примеры рационального и
нерационального природопользования.
3. Практическое задание на знание географической карты.

Билет № 26
1. Охарактеризуйте географию животноводства.
2. Охарактеризуйте водные ресурсы мира. Укажите способы решения дефицита пресной воды.
3. Практическое задание на знание географической карты.

Билет № 27
1. Охарактеризуйте земельные и биологические ресурсы.
2. Дайте характеристику методам исследования экономической и социальной географии.
3. Практическое задание на знание географической карты.

Билет № 28
1. Охарактеризуйте географию водного транспорта мира.
2. Расскажите о географической среде и ее роли в жизни человека.
3. Практическое задание на знание географической карты.

Билет № 29
1. Охарактеризуйте современную политическую карту мира. Раскройте понятия «страна» и «государство».
2. Охарактеризуйте связь экономической и социальной географии с другими науками. 3. Практическое задание на знание географической карты.

Билет № 30
1. Охарактеризуйте географию международного туризма.
2. Раскройте суть проблемы сохранения мира на Земле как глобальной проблемы
человечества.
3. Практическое задание на знание географической карты.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ БИЛЕТАМ ПЕРЕВОДНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ГЕОГРАФИИ В 10-ом КЛАССЕ

1. Практические задания на знание географической карты
Практическое задание 1.1. На контурной карте мира обозначьте границы и столицы не менее 5 стран, входящих в состав «Большой двадцатки».

Практическое задание 1.2. Нанесите на контурную карту границы 5 стран, занимающих ведущее место по производству электроэнергии на АЭС.

Практическое задание 1.3. На контурной карте мира обозначьте границы и столицы не менее 5 развивающихся стран мира.

Практическое задание 1.4. Обозначьте на контурной карте мира страны «Большой
семерки» и их столицы.

Практическое задание 1.5. На контурной карте мира обозначьте границы не менее
5 стран с наибольшим естественным приростом населения.

Практическое задание 1.6. Нанесите на контурную карту границы 5 стран, специализирующихся на выращивании пшеницы.

Практическое задание 1.7. Выделите на контурной карте мира не менее 5 крупных городских агломераций.

Практическое задание 1.8. На контурной карте мира обозначьте не менее 5 полуостровных стран.

Практическое задание 1.9. Нанесите на контурную карту 5 крупнейших угольных
бассейнов мира.

Практическое задание 1.10. Нанесите на контурную карту 5 крупнейших нефтедобывающих стран.

Практическое задание 1.11. Нанесите на контурную карту границы и столицы 5 монархий мира.

Практическое задание 1.12. Нанесите на контурную карту границы и столицы 5 стран с федеративным устройством.

Практическое задание 1.13. Нанесите на контурную карту страны с плановым ведением хозяйства.

Практическое задание 1.14. Нанесите на контурную карту ареалы высокой
плотности населения.

Практическое задание 1.15. Нанесите на контурную карту границы 5  стран, специализирующихся на производстве черных металлов. 

Практическое задание 1.16. Обозначьте на контурной карте не менее 5 стран со
значительными природно – рекреационными ресурсами.

Практическое задание 1.17. Обозначьте на контурной карте 5 крупнейших морских портов мира.

Практическое задание 1.18. Нанесите на контурную карту 3 Крупнейших нефтегазовых бассейнов мира.

Практическое задание 1.19. На контурной карте мира обозначьте границы не менее 5 стран с преобладанием сельского населения.



2. Географические задачи
Задача 2.1. Рассчитайте ресурсообеспеченность страны железной рудой, если население страны составляет 30 млн. чел., а запасы железной руды 12 млрд. тонн. Среднегодовая добыча железной руды в стране составляет 25 млн. тонн.

Задача 2.2. Рассчитайте уровень безработицы в стране, если количество трудовых ресурсов составляет 15 млн. человек, а безработных 1,5 млн. человек.

Задача 2.3. Рассчитайте величину годового естественного прироста населения в промилле, если в стране за год родилось 18500 человек, умерло 13200 человек, а численность населения составляет 1596 тыс. человек.

Задача 2.4. Вычислите уровень урбанизации, если численность населения составляет 900 тыс. человек, городское - 378 тыс. человек, сельское - 522 тыс. человек.

Задача 2.5. Рассчитайте уровень безработицы в стране, если количество трудовых ресурсов составляет 18 млн. человек, а количество официально зарегистрированных безработных 5,5 млн. человек.

Задача 2.6. Рассчитайте ресурсообеспеченность железной рудой Бразилии, используя следующие данные: общие запасы 50 млрд. тонн, добыча 160 млн. тонн в год.

Задача 2.7. Численность населения составляет 15 млн. человек. За период с 1 января 2015 года по 1 января 2016 года прибыло 0, 9 млн. человек, а уехало 0,5 млн. человек. Определите сальдо миграции.

Задача 2.8. Рассчитайте ресурсообеспеченность Индии углем, если разведанные запасы угля составляют 92445 млн.тонн, а добыча - 26 млн.тонн угля в год.

Задача 2.9. Определите, на сколько лет хватит каменного угля в стране, если известно, что общие запасы составляют 57 млрд. тонн, а годовая добыча – 87 млн. тонн.


3. Практическое задание на построение диаграммы
Практическое задание 3.1. Постройте секторную диаграмму структуры мирового земельного фонда по данным:
Практическое  задание  3.2.  Постройте  столбчатую  диаграмму  валового сбора зерновых культур ведущими странами мира за 2010-2012 гг. по следующим данным. 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПЕРЕВОДНОМУ ЭКЗАМЕНУ  

ПО ГЕОГРАФИИ В 10-ом КЛАССЕ  
1. Максаковский В.П. География. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / В.П. Максаковский. – 25-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 416 с.: ил., карт. 

2. Экономическая и социальная география мира: атлас и контурные карты / ООО Новосибирская картографическая фирма. – 2-е изд. – Новосибирск, 2014. – 64 с. 

3. Эртель А.Б. География. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ и ГИА. 9-11 классы: учебно-метод. пособие / А.Б. Эртель. – 4-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 400 с. – (Серия «Готовимся к ЕГЭ»). 

4. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминол. слов. / Э.Б. Алаев. – Москва: Мысль, 1983. – 350 с. 

5. Географический энциклопедический словарь: понятия и термины / гл. ред. А.Ф. Трешников. – М.: Сов. энцикл., 1988. – 431 с. 

6. Географический энциклопедический словарь: геогр. назв. / гл. ред. А.Ф. Трешников. – 2-е изд. – М.: Сов. энцикл., 1989. – 591 с. 

7. География: справочное пособие / [Сост.: Г.А. Черниченко и др.)]; Донец. нац. ун-т, экон. фак. - Донецк: Норд-Пресс, 2006. - 392 с. 

8. Кизицкий, М.И. Репетитор по географии: Учеб. пособие / М.И. Кизицкий, З.М. Тимофеева. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 411 с. 

9. Дорошевский, М. В. Экономическая и социальная география мира: Учеб. пособие / М.В. Дорошевский, Г.В. Мысливец; Межрегион. акад. упр. персоналом. - К.: МАУП, 2003. - 184 с. 

10. Пособие по географии: Для поступающих в вузы / Сост. Г. А. Черниченко, Е.Н. Черноиванова, В.М. Дубель и др.; Донец. гос. ун-т. - Донецк: ДонНУ, 2003. - 392 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.