среда, 3 ноября 2021 г.

10 КЛАСС: Численность, воспроизводство, динамика населения мира. Демографическая политика  

География населения – одна из основных составляющих социально-экономической географии, – приобрела сегодня чрезвычайную актуальность. Человек является высшей ценностью на Земле, ее трудовым и интеллектуальным потенциалом, основой развития, носителем духовной культуры. Человек – главная производительная сила общества, благодаря ей создаются все материальные и духовные блага. В то же время он является не только производителем, но и главным потребителем этих благ. В 9 классе вы изучали географию населения родного края, поэтому понимаете, насколько важно знать, какие процессы происходят в обществе, как и почему меняется количество населения, где оно размещается, к каким религиозным конфессиям принадлежит. Сегодня мы узнаем о главных особенностях населения мира.
В мире издавна существовал интерес к численности населения. Необходимо было знать численность рабочей силы, возможности для формирования армии, сбора налогов и т.д. Впервые учет численности населения проводился 4 тыс. лет назад в государствах Востока – Египте, Китае, Индии. Позднее учет проводили в Древней Греции и Древнем Риме. Текущий учет постоянно проводится практически во всех странах мира, за исключением Катара и Омана. 200 лет назад в конце 18в. – начале 19в., в США, Англии, Франции и странах Северной Европы были проведены всеобщие переписи населения. Сейчас переписями охвачено практически все население мира. Переписи проводятся в большинстве стран мира каждые 10 лет в отличие от учета численности населения, которые несут функцию лишь узнать численность населения. Переписи включают много вопросов и поэтому дают более подробную демографическую картину.
Население вплоть до 17-18 веков росло медленно и к тому же неравномерно.  Во времена Колумба население Земли составляло 500 млн человек, увеличивалось примерно на 0,3% в год. К 1830 году население мира достигло 1 млрд. Второй миллиард добавился лишь за одну сотню лет – к 1930 году, третий уже за 30 лет – к 1960 году.

Задание 1: проанализируйте данную таблицу, постройте в тетради график "Динамика численности населения Земли", сделайте вывод.
Как видно из таблицы, в начале XX века произошел «демографический взрыв». (Подумайте, в каких регионах мира произошел демографический взрыв? Почему?)
Наука, изучающая динамику численности населения, называется демографией. К основным демографическим показателям относятся рождаемость, смертность и естественный прирост.  В мире каждую секунду рождается 3 человека, каждую минуту – примерно 175 человек, а каждые сутки – 250 тысяч человек. По подсчетам статистиков-демографов за всю историю человечества на Земле родилось более 100 млрд человек.
Рождаемость и смертность – это число людей, родившихся или умерших за определенный срок. Разница между этими показателями называется естественным приростом. Если смертность по какой-либо причине превышает рождаемость, естественный прирост оказывается отрицательным и называется в этом случае естественной убылью. Естественный прирост показывает, на сколько жителей увеличилось население в стране за какое-то время, чаще всего за год.
Для сравнения демографических показателей стран применяют относительные характеристики. Естественный прирост вычисляется в промилле (‰). Промилле – это тысячная часть числа (от лат. pro mille – за тысячу). Вычисленный в промилле естественный прирост показывает прирост населения страны на каждую тысячу жителей.
В настоящее время среднемировая рождаемость составляет около 24‰, смертность - 9‰, естественный прирост - 15‰. Для вычисления естественного прироста используется демографическая формула, где все показатели рождаемости и смертности уже выражены в промилле.
При всей своей простоте демографическая формула даёт богатый материал для размышлений.  Например, имеется две страны с одинаковым Еп = 2. Но демографическая формула одной страны выглядит так: 2 = 6 – 4. У другой же она выглядит следующим образом: 2 = 44 – 42. Можете сказать, какую из этих двух стран можно считать более благополучной? Где людям живётся лучше?
Ответ: первую страну можно считать более благополучной, так как низкий уровень рождаемости и смертности соответствует современному типу воспроизводства, который характерен для развитых стран.
С появлением первого человека до 1960 года сменилось, как считается, 10 тысяч поколений, но никогда ещё до XIX века число проживающих на земле людей не превышало 1 млрд. С 1930 по 1960 годы на глазах лишь одного поколения население, несмотря на пронёсшуюся над миром самую смертоносную в истории человечества войну, взрывообразно возросло на целый миллиард.
Через 15 лет в 1975 году число людей достигает 4 млрд, а темпы его прироста составили 2,1% в год. 11 июня 1987 года ООН отметила как дату рождения 5-миллиардного жителя Земли. Шестой миллиард вступил на планету в 2000 году.
В первой трети XIX века, благодаря первым успехам медицины, начала увеличиваться продолжительность жизни, снизилась смертность, выросли темпы естественного прироста. Особенно заметным этот процесс стал уже в XX веке. За 100 лет население мира выросло почти в 4 раза. В настоящее время численность населения превышает 7 млрд (2013 г.) человек и продолжает расти на 90-110 млн человек в год. Происходит взрывообразный рост населения планеты. Если в конце XX века на планете было 10 стран, население которых превышало 100 млн человек, то к 2025 году их число достигнет 15, а почти 10 стран будут насчитывать более 200 млн жителей.
Демографический взрыв представляет немалую угрозу для человечества. Ведь ресурсы планеты не бесконечны. Современные прогнозы на будущее несколько снизили тревогу, появившуюся в конце 80-х годов, когда по расчетам демографов, население мира должно было к 2100 году достичь примерно 14 миллиардов человек. Сейчас специалисты считают, что к 2050 году население планеты составит самое большее – 9,4 миллиарда человек.
Нынешняя демографическая ситуация имеет сложный характер. С одной стороны, практически нулевой естественный прирост в развитых странах, с другой – сохраняющийся высокий естественный прирост в развивающемся мире. При этом темпы естественного прироста начинают снижаться в странах Латинской Америки, тогда как в Африке и Азии они остаются исключительно высокими.
Высокие темпы прироста вызывают целый ряд проблем:
1) Продовольственную – нехватка продуктов питания в некоторых регионах (в основном в тех, где наблюдаются высокие темпы прироста населения). В целом по миру недоедают 500 млн человек.
2) Истощение земель – из-за нерационального их использования.
3) Сведение лесов – вследствие вырубки на топливо и на увеличение новых земель под пашню.
4) Загрязнение окружающей среды – результат урбанизации, в виде большого количества свалок вокруг крупных городов, повышение востребованности в огромном материальном бытовом обеспечении.
5) Проблема нехватки чистой воды и т.д.

В демографии совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста называется воспроизводством населения.
Воспроизводство населения – это соотношение рождаемости и смертности, обеспечивающее беспрерывное возобновление и смену людских поколений.

ЕП = Рождаемость — Смертность.

Хотя рождаемость, смертность – процессы биологические, но влияют на них социально-экономические факторы. Рождаемость также зависит от уровня социально-экономической структуры общества и от условий жизни людей. Но неправильно было бы определить прямую зависимость уровня рождаемости от уровня жизни в стране. Например, в США уровень естественного прироста средний, а в ФРГ он намного ниже. Россия переживает экономический кризис и, следовательно, рождаемость низкая, а в ФРГ и Италии экономическая жизнь стабильная, но рождаемость такая же низкая и естественный прирост отрицательный. Как правило, по мере роста благосостояния и роста уровня образования, женщины вовлекаются в экономическую жизнь общества, на производство, увеличивается срок образования детей, увеличивается возраст вступления в брак, общее возрастание затрат на ребенка, также рост урбанизации влияет на уменьшение рождаемости. Следовательно, в развитых странах уровень рождаемости, как правило, падает. В странах с переходной экономикой повышение уровня жизни вызывает, наоборот, рост рождаемости.
Социально-экономические причины, вызывающие низкие показатели рождаемости:
1. Высокий уровень урбанизации (выше 75%).
2. Высокий уровень жизни.
3. Высокий уровень образования и возрастание лет, затраченных на учебу.
4. Увеличение расходов на содержание ребенка.
5. Изменение статуса женщины, эмансипация, появление у женщин новых ценностей, таких как независимость, желание сделать карьеру и т.д.
6. Увеличение доли пожилых людей и, следовательно, уменьшение доли работоспособных людей.
7. Последствия войн, конфликтов, терроризма.
8. Увеличение возраста вступления в брак, например, в Швеции и Дании доля населения вступающих в брак в возрасте после 30 лет в первый раз близка к 50%.
Социально-экономические причины, вызывающие высокие показатели рождаемости:
1. Низкий уровень жизни.
2. Преобладание сельского образа жизни.
3. Религиозные обычаи, поощряющие многодетность.
4. Традиции многодетности.
5. Подневольное положение женщин, ранние браки.
6. Низкий уровень развития медицины.
7. Низкий уровень санитарной культуры.
Смертность. На уровень смертности влияют такие процессы, как питание, санитарно-гигиенические условия труда и быта людей, уровень развития и доступности здравоохранения, эпидемии и пандемии.
В зависимости от величины главных демографических показателей выделяют следующие  типы  воспроизводства  населения.
Традиционный тип воспроизводства отличают высокие показатели рождаемости при снижающейся смертности. Этому типу воспроизводства соответствуют высокие темпы естественного прироста населения, демографический взрыв и ускоренная смена поколений. Он характерен для беднейших стран (прежде всего стран Африки). 
Для развитых стран характерен современный тип воспроизводства, отличающийся низкими показателями рождаемости и смертности. Численность населения в этих странах стабильна, а смена поколений замедленна.
Для стран Латинской Америки характерен переходный тип воспроизводства, при котором на фоне достаточно низкой смертности происходит снижение рождаемости. В результате высокие темпы естественного прироста начали постепенно снижаться.
Показатели рождаемости и смертности находятся в тесной зависимости от уровня развития страны. Катастрофически низкий уровень экономического развития соответствует высоким показателям рождаемости и смертности. Для всех высокоразвитых стран обычны крайне низкие показатели этих параметров. Развивающимся странам, переживающим демографический взрыв, свойственны высокие показатели рождаемости при относительно низкой смертности, что обеспечивает исключительно высокие темпы прироста населения. Важно при этом различать явно отстающие по уровню развития страны Африки, в которых рождаемость находится на традиционно высоком уровне (здесь наблюдается пик демографического взрыва), и страны Латинской Америки. В латиноамериканских странах, в целом имеющих более высокий (по сравнению с африканским) уровень развития, наблюдается заметное снижение рождаемости. Демографический взрыв здесь идёт на спад. Эти выводы лежат в основе теории демографического перехода: по мере развития цивилизации сначала происходит снижение смертности, а затем рождаемости.
Демографический кризис и демографический взрыв – серьёзные проблемы, требующие решения. Государством проводится демографическая политика – комплекс мер (агитационных, экономических, социальных, медицинских и др.) для контроля над естественным приростом.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ТИПОВ ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ:

Страны с первым типом воспроизводства: сравнительно невысокие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста (до 12 человек на 1000 жителей), в структуре населения большая доля старших возрастных групп наблюдается «старение нации»). Он характерен для большинства стран Европы, Северной Америки. В некоторых странах с первым типом воспроизводства населения наблюдается отрицательный естественный прирост, что приводит к сокращению населения, то есть депопуляции демографический кризис»).

Страны со вторым типом воспроизводства: сравнительно высокие показатели рождаемости, стабильные на определенном (часто низком) уровне показатели смертности и высокий естественный прирост (свыше 12 человек на 1000 жителей), высокая доля младших возрастных групп в структуре населения. Он присущ странам Азии, Африки и Латинской Америки. Высокие показатели естественного прироста приводят к «демографическому взрыву».

Решение демографических проблем (сокращение или быстрое увеличение населения) предполагает внедрение соответствующей демографической политики. Демографическая государственная политика в зависимости от своей направленности дает определенные результаты. В основном ее действенность проявляется в изменении рождаемости в стране. 
В странах первого типа воспроизводства, переживающих демографический кризис, эта политика направлена на увеличение рождаемости, она называется пронаталистическая. В странах второго типа воспроизводства, переживающих демографический взрыв меры направлены на ограничение рождаемости, такая политика называется антинаталистическая. 


Задание 2:  Используя полученные знания, заполнить таблицу:

Домашнее задание: 

1) Ознакомиться с видеоуроком «Численность и динамика населения мира» https://iu.ru/video-lessons/9586f690-5921-47f7-83f6-65b395e314dd

2) Построить в тетради график "Динамика численности населения Земли" (задание 1, см. на блоге выше)

3) Заполнить таблицу "Типы воспроизводства населения" (задание 2, см. на блоге выше).

Фото выполненных заданий сбросить учителю в Дневник.ру https://schools.dnevnik.ru/


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.