11 КЛАСС: ГЕРМАНИЯ
Самое
мощное в экономическом плане европейское государство – Германия. Она играет
значительную роль не только в европейской, но и мировой экономике и политике. В
ХХ веке именно Германия развязала две мировые войны и в обоих потерпела
поражения, причем после второй была поделена на две части: восточную – ГДР и западную – ФРГ, хозяйство которых было
разрушено. Объединение Германии в 1990 г. стало самым ярким событием, поскольку
оно, помимо изменения экономической ситуации в объединенной стране, повлияло на
разделение сил во всем мире. На сегодняшнем уроке мы попытаемся выявить причины
экономического развития Германии и те факторы, которые определили успех этого
развития.
Официальное название – Федеративная Республика Германия.
Площадь – 357 тыс. км2.
Население – 84 млн. человек.
Столица – Берлин.
Экономически высокоразвитое государство, страна «Большой семерки».
Парламентская республика, федеративное государство.
Задание 1. С помощью карты атласа определите:
а) С какими государствами граничит Германия? Каков уровень их развития? Насколько выгодно это соседство?
б) Какими морями омывается Германия? (ЭГП – записать в тетрадь полученные данные).
Германия
расположена в Западной части Европы. Ее окружают девять высокоразвитых
стран-соседей: Дания на севере, Нидерланды, Бельгия, Люксембург и Франция на
западе, Швейцария и Австрия – на юге, Чехия и Польша – на востоке. На севере Германия имеет довольно
удобный выход к Северному и Балтийскому морям, которые соединены между собой
Нильским каналом, пересекая Ютландский полуостров. "Морские ворота"
Германии обеспечивают доставку большого количества грузов, в частности топлива,
сырья, а также вывоз готовой продукции самым дешевым видом транспорта.
Территория
современной Германии была заселена еще в древние времена. Само слово "немецкий" появилось, как утверждают
исследователи, в VII в. и первоначально означало лишь язык, на котором говорили
в восточной части империи франков. С распадом этой империи (начало IX в.) ее
восточную территорию заселило немецкоязычное население, которое и дало название
региону проживания – Германия.
Немецкий западный рубеж всегда был достаточно стабильным, тогда как восточный
часто менялся. Еще в начале X в. граница проходила примерно вдоль рек Эльба и
Зааля. Позже немецкий район поселение продвинулся далеко на восток. Это
движение прекратилось лишь в середине XIV в. Достигнутая тогда этническая
граница между немцами и славянами просуществовала до Второй мировой войны.
Государственный язык – немецкий. Основная религия – христианство (85,1%). Административно-территориальное деление – 16 земель. ФРГ – федеративное государство, каждая из земель имеет свою конституцию, парламент и правительство.
Руководитель
государства – федеральный президент,
законодательный орган – бундестаг.
Политические партии: Христианско-демократический союз (ХДС),
Христианско-социальный Союз (ХСС), Свободная демократическая партия,
Социал-демократическая партия, Союз 90 - Зеленые, Партия демократического
социализма, Национал-демократическая партия и др.
ФРГ
принадлежит к высокоразвитых постиндустриальных стран мира. В общей структуре
хозяйства преобладает сфера услуг – 68,0%. Промышленность составляет
31,0% и сельское хозяйство – всего 1,0%. По объему производства она занимает
третье место в мире, а в мировой торговле - второе. С 1975 г. Германия
участвует в деятельности группы семи наиболее индустриально развитых стран
мира, которые ежегодно согласовывают свою экономическую и финансовую политику.
Промышленность. Основой немецкой экономики является промышленное производство, где преобладают небольшие предприятия. В западной части Германии, то есть на территории старых федеральных земель, из 47000 предприятий лишь около двух процентов относятся к крупным с числом занятых свыше 1000 человек.
Общий ход развития промышленности
в последние десятилетия сопровождался, с одной стороны, постоянным ростом ВНП,
а с другой – ощутимыми структурными изменениями, что стало следствием:
1)
уменьшение более чем 2 раза доли добывающей промышленности за счет значительного
уменьшения добычи каменного угля;
2)
уменьшение доли отраслей легкой промышленности, в частности текстильной,
обувной;
3)
рост доли новых отраслей – химии, нефтепереработки, электротехники,
автомобилестроения. Химическая промышленность является важнейшей отраслью
индустрии основных материалов и производства промышленных товаров Германии.
Оборот химической промышленности в начале 1990-х годов составил почти 166 млрд.
немецких марок, причем доля экспорта превысила 50% при занятости почти 600 тыс.
работающих.
По
экспорту
химической продукции Германия занимает первое место в мире.
В
химической промышленности развивается производство кислот и минеральных солей,
синтетического азота, серной кислоты, а также лаков и красок.
В
Германии выделяются два больших района химической промышленности: Северный
Рейн-Вестфалия, где эта отрасль базируется на переработке угля и
использовании отходов коксования, а также импортной нефти. Значительными
центрами химической промышленности на этой земле есть Леверкузен, Кельн и др. Вторым крупным районом является Прирейнский,
где развиваются нефтехимия, производство лаков и красок. Самыми известными
центрами химической промышленности здесь является Людвигсгафен и Франкфурт-на-Майне. Самыми популярными фирмами,
которые занимаются производством химической продукции, является "БАСФ", "Гехст" и "Байер".
Они производят до 2/5 продукции. Химическая промышленность неплохо развита и в
бывшей ГДР, но в условиях рыночной экономики, как свидетельствуют специалисты,
ее продукция не является конкурентоспособной. Для этого химическую
промышленность Восточной Германии необходимо реконструировать и привести ее к
мировому уровню.
Автомобилестроение. По количеству
производства автомобилей Германия занимает третье место в мире, выпуская в год
около 6 млн. автомобилей, в т. ч. 5,5 млн. легковых, что составляет более 14 %
мирового производства.
Пять
самых популярных в мире фирм: "Даймлер-Бенц",
"БМВ", "Фольксваген", "Опель" и "Форд" выпускают в Германии более 90% всех автомобилей.
При этом "Форд" – немецкий филиал американского концерна
"Форд", а "Опель" – дочернее предприятие американской фирмы
"Дженерал Моторс". Производство автомобилей разбросанные по всей
Германии, но главными центрами автомобильной промышленности является Вольфсбург,
Энден, Рюссельсгайм, Брауншвейг, Кельн, Штутгардт, Нюрнберг, Мюнхен. Давние
традиции автомобилестроения имеют и Восточные земли. Проводится реконструкция и
ведется строительство новых производственных мощностей в Саксонии, Бранденбурге
и Тюрингии. Среди реконструированных предприятий Восточной Германии выделяется
бывший завод "ИФА" (г. Людвигсфельде), что подчиняется фирме
"Даймлер-Бенц". Он производит запчасти для грузовых автомобилей и
экспортирует их в более чем 50 стран мира. Исключительно на экспорт (г. Циттау)
работает бывший завод "Робур", выпускающая грузовые автомобили,
будучи теперь в составе фирмы М.А.Н.
В
Германии, кроме названных выше, производят автомобили еще две независимые
фирмы, специализирующиеся на производстве супертяжелых моделей. Это фирмы в
городах Аугсбург, Найнкирхен-ам-Санд, что находятся недалеко Нюрнберга, а также
Бутибах (Гессен) и Остергальц-Шарлебекк неподалеку от Бремена.
Электротехническая
промышленность
по стоимости продукции и количеству занятых (свыше одного миллиона человек)
относится к ведущим отраслям промышленности. Электротехническая промышленность
развита и на территории Восточной Германии. Крупными центрами
электротехнической промышленности являются Мюнхен, Нюрнберг, Эрланген, Штутгардт,
Мангейм, Франкфурт-на-Майне, Кельн, Гамбург, Берлин.
Нефтеперерабатывающая
промышленность
Германии в основном базируется на импортной нефти. Собственная добыча нефти
обеспечивает потребности страны менее чем на 5%. Основную часть добычи дают
нефтепромыслы в междуречье Везера и Эмси. Значительными центрами
нефтепереработки являются Кельн, Карлсруэ, Ингольштадт, Гельзенкирхен, Гамбург.
Организующим центром этой области является Гамбург, где размещаются основные
штаб-квартиры нефтяных компаний. Ежегодный импорт нефти превышает 100 млн. т.;
нефтепродуктов – до 50 млн. т. Половина
мощностей нефтеперерабатывающей промышленности расположена в морских портах – Гамбурге,
Бремене, Вильгельмсгафен. Завершение строительства крупных
нефтепроводов: Вильгельмсгафен – Кельн и
Роттердам – Кельн способствовало
возникновению новых нефтеперерабатывающих заводов в земле Северный
Рейн-Вестфалия.
Значительной
опорой для экономики южных земель Германии является поставка нефтепродуктов
трубопроводами из Средиземноморья (Марсель, Генуя, Триест) до немецких городов
Карлсруэ и Ингольштадт и др.
Сельское
хозяйство.
Германия имеет высокоразвитое сельское хозяйство. На его долю приходится 1,0 %
ВНП, что позволяет полностью удовлетворять потребности населения в местной
сельскохозяйственной продукции.
Основой
сельскохозяйственного производства в Германии является сельская семейная ферма.
Более 90% всех ферм обрабатывают земельные площади, которые являются меньшими
от 50 га. Важное значение имеют подсобные хозяйства. Сельское хозяйство
Германии характеризуется высокой производительностью труда.
Высокая
интенсивность сельскохозяйственного производства обеспечивается широкой механизацией и электрификацией,
использованием удобрений и современных средств борьбы с вредителями.
Структура сельскохозяйственного производства Германии характеризуется преобладанием
животноводства над растениеводством. Доля животноводства в общей
стоимости сельскохозяйственной продукции превышает 70%.
В
последние десятилетия изменились привычки и тип питания немцев. По сравнению с
послевоенными годами значительно уменьшился спрос на богатые крахмалом
растительные продукты – картофель, изделия из зерна. Однако возросло
потребление мяса, птицы, яиц, а также овощей и фруктов.
Животноводство. Благоприятные
условия для развития животноводства имеют предгорья Альп и приморские
территории севера. Почти 80% молочного скота фермеры удерживают стадами не
больше 40 голов. По наличию крупного рогатого скота Германия занимает второе
место в Западной Европе (после Франции), насчитывая 14,9 млн. голов. Повсеместно
в Германии распространено свиноводство. По поголовью свиней Германия занимает
четвертое место в мире и первое в Европе, насчитывая свыше 26 млн. голов. Большинство откормочных ферм (80%) удерживают стада свиней с количеством
до 60 голов.
Растениеводство характеризуется
относительно высоким удельным весом кормовых культур, которые вместе с
природными пастбищами и лугами является надежной базой развития животноводства.
Товарной продукцией растениеводства являются зерновые культуры, в частности
пшеница, ячмень, а среди технических культур – сахарная свекла, хмель. Валовой сбор зерновых составляет
до 47 млн. т., это восьмое место в мире и третье – в Европе. Пшеницы выращивается около 20 млн. т., или 43,8%
выращенного зерна в стране. Главным районом выращивания зерновых культур
(особенно пшеницы и ячменя) является так называемый «зерновой пояс»,
протягивающийся от земли Мекленбург-Передняя Померания и Шлезвиг-Гольштейн к
Кельнской бухты вдоль предгорья Нижней Саксонии и земле Северный
Рейн-Вестфалия. Вторым районом выращивания пшеницы является Баварское плато, а
также долины Рейна. Овес и рожь выращивают преимущественно в приморских
районах.
Сахарная
свекла дает высокие урожаи в Нижней Саксонии, Саксонии-Ангальт, Северном
Рейн-Вестфалии, а также в Баварии. Ежегодно немцы собирают 26-30 млн. т этих
корнеплодов.
Хмель
выращивается преимущественно в Баварии – более 90% общего сбора, до 35тыс. т. –
первое место в мире.
Виноградарство
и садоводство развито в долинах рек юга Германии, а также на склонах живописных
гор Шварцвальда.
Транспорт. Развитие
транспорта Германии связан с такими особенностями:
1)
центральным расположением в Европе, в частности в ее западной части, следствием
чего является прокладывание через территорию Германии важных международных
путей, идущих с востока на запад, с севера на юг и наоборот;
2)
удаленностью большей части территории от моря и преобладанием сухопутных границ
над морскими;
3)
ориентацией топливно-энергетического комплекса и горно-добывающей
промышленности на более дешевое импортное сырье;
4)
развитием эффективного внутренне-германского сообщения "восток -
запад", в связи с объединением Германии и вхождением ее восточной части в
европейский рынок.
В
структуре перевозок как пассажиров, так и грузов первое место удерживает
автомобильный транспорт. Объем перевозок автомобилями составляет 685 млрд.
пассажиро-километров, что в десять раз больше, чем на железной дороге. В
грузоперевозках на первом месте тоже находятся грузовые автомобили – 185 млрд.
тонно-километров, или 2/5 общего тоннажа.
Сеть
дорог межрегионального сообщения имеет общую длину 222 тыс. км, из них 11246 км
автобанов и 41487 км федеральных дорог. После США, Германия имеет самую большую
сеть автомагистралей в мире.
Задание 2. Используя тематические карты атласа, текст учебника и дополнительные материалы, охарактеризуйте внешнеэкономические связи ФРГ.
Домашнее задание:
1) Ознакомиться с видеоуроками «Зарубежная Европа. Федеративная Республика Германия» https://iu.ru/video-lessons/bdb7c84c-0c2b-410d-ab55-375886693d01 и https://iu.ru/video-lessons/0c2d68ca-7fd4-48d3-bf4f-ac36fb52ec8b;
2) составить в тетради "визитную карточку" Германии;
3) заполнить
контурную карту «Хозяйство Германии»
Дополнительно – презентация «Традиции и культура Германии».
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.