Романский стиль
Происхождение
Романский стиль, художественный стиль, господствовавший в Западной Европе в 10—12 вв. один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.
Романский период - время возникновения общеевропейского монументального стиля средневековой архитектуры, скульптуры и живописи. Каждая область Европы давала свой вариант романской архитектуры. Разными были системы росписей храмов и принципы их украшения скульптурой.
Значительное развитие получила книжная миниатюра, ювелирная пластика, изделия прикладного искусства.
Архитектура
Формирование архитектуры связано с монументальным строительством. Архитектура принимала укрепленный, крепостной характер: строились массивные замки, монастыри, церкви из местного серого камня; также замки феодалов, церкви и монастыри. Жилые дома были глиняными или деревянными. Интерьер романского храма был мрачным, в нем господствовали простые строгие ритмы: гладкие плоскости стен, однообразные ряды столбов и полукруглых арок, подпирающих свод.
Скульптура
Рельефная скульптура не только украшала храмы, приглушая их суровость, но и делала их нарядными. Статуй романская эпоха почти не создала. Если они и возникали, то предназначались для интерьеров храмов и не были непосредственно связаны с архитектурой. В романском искусстве нашла отражение распространенная в народе наивная вера в нечистую силу.
Живопись
Большая часть сохранившихся монументальных росписей перенесены в музеи. В основу сюжетных программ настенных росписей и скульптурного декора, была положена идея непримиримой борьбы божественного блага и греховности человека как выражения дьявольского зла, незыблемости мирового порядка, установленного Богом, который вершит Страшный суд в конце времен. Романские росписи из-за слабости красочного грунта фресок сохранились фрагментарно.
Орнамент
Романский орнамент свободнее всего развивался в живописи в манускриптах, где блестящую обработку получали главным образом, большие заглавные буквы или инициалы. Здесь особенно выступал в самых чудных изображениях арабескового характера мир животных в соединении с завитками. Особенно, драконы и змеи, хитро переплетающиеся во множестве завитков, а иногда такие завитки составлены и из фантастических растений. При этом фон в более раннее время делался золотой, позднее - цветной. Для романского искусства характерно широкое использование железа и бронзы, из которых изготавливались решетки, ограды, замки, фигурные петли и др. Из бронзы отливали и чеканили двери с рельефами. Чрезвычайно простая по конструкции мебель декорировалась резьбой из геометрических форм: круглых розеток, полукруглых арок, мебель расписывалась яркими красками. Мотив полукруглой арки типичен для романского искусства, в эпоху Готики он будет заменен заостренной, стрельчатой формой.
Романский стиль в других странах
Романское искусство Испании развивалось под влиянием арабской и французской культуры. XI–XII вв. для Испании были временем Реконкисты – временем междоусобиц, ожесточенных религиозных битв. Суровый крепостной характер испанской архитектуры сформировавшийся в условиях беспрестанных войн с арабами, Реконкисты – войны за освобождение территории страны, захваченной в 711-718 гг. Война наложила сильный отпечаток на всё искусство Испании того времени, прежде всего, это нашло отражение в архитектуре. К выдающимся произведениям архитектуры Центральной Италии относится знаменитый комплекс в Пизе: собор, башня, баптистерий. Он создавался в течение долгого времени (в ХI веке строил архитектор Бускетто, в ХII в. – архитектор Райнальдо). Самой известной частью комплекса является знаменитая Пизанская «падающая» башня. Некоторые исследователи предполагают, что башня наклонилась в результате оседания фундамента в самом начале работ, и тогда было решено оставить её наклонной. В соборе Санта-Мария Нуова (1174–1189) чувствуется сильное влияние не только Византии и Востока, но и западной архитектуры. В английском зодчестве романского периода много общего с французской архитектурой: большие размеры, высокие центральные нефы, обилие башен. Завоевание Англии норманнами в 1066 г. укрепило ее связи с континентом, что повлияло на формирование романского стиля в стране. Образцы тому – соборы в Сент-Олбансе (1077–1090 гг.), Питерборо (к. ХII в.) и другие. С ХII в. в английских храмах появляются нервюрные своды, имеющие, правда, еще чисто декоративное значение. Многочисленность духовенства, занятого в английском богослужении, вызывает к жизни и специфические английские черты: увеличение интерьера храма в длину и сдвиг трансепта к середине, что привело к акцентировке башни средокрестья, всегда большей, чем башни западного фасада. Большинство романских английских храмов было перестроено в период готики, и поэтому об их раннем облике судить крайне трудно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.