10 КЛАСС: ПЕРЕВОДНОЙ ЭКЗАМЕН ПО ГЕОГРАФИИ

Экзаменационные материалы составлены на основе Программы «Социально-экономическая география мира» для общеобразовательных организаций: базовый уровень / сост. Панкина В.Е., Николенко В.А., Налбат Л.П. – Донецк: Истоки, 2015. – 13 с.
Переводной экзамен в 10-м классе по географии включает 30 билетов, каждый из которых содержит два теоретических вопроса и одно практическое задание. Перечень вопросов в билетах отражает содержание учебной программы по географии в 10 классе: готовность формулировать точное определение и и основных понятий, законов, теорий; правильно и обстоятельно отвечать на поставленные вопросы, уметь выявлять закономерности, делать выводы, анализировать.
Практическое задание отражает уровень сформированности географических знаний, умений определять географические объекты и явления, производить расчеты и вычисления географических задач, строить столбчатые и секторные диаграммы, а также выполнять задания на контурной карте. Если практическое задание билета предполагает работу на контурной карте, то ученик получает чистый бланк контурной карты. Задание на контурной карте имеет картографический характер и предусматривает нанесение на карту информации в соответствии с поставленной учебной задачей и разработку легенды карты (записи на карте и легенда делаются тем же цветом ручки, которым выполняется вся работа).
Форма проведения переводного экзамена по географии – устная.
Время подготовки для каждого учащегося составляет до 30 минут.
Дата и время проведения - 31 мая 2017 года, 09.00 часов.
Рабочим языком проведения экзамена является русский язык.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ
ПЕРЕВОДНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ГЕОГРАФИИ В 10-ом КЛАССЕ
Билет № 1
1. Расскажите о типологии государств.
2. Охарактеризуйте предмет и задачи экономической и социальной географии мира.
3. Географическая задача.
Билет № 2
2. Охарактеризуйте предмет и задачи экономической и социальной географии мира.
3. Географическая задача.
Билет № 2
1. Охарактеризуйте географию топливной промышленности мира.
2. Расскажите о продовольственной проблеме как глобальной проблеме человечества.
3. Практическое задание на знание географической карты.
Билет № 3
2. Расскажите о продовольственной проблеме как глобальной проблеме человечества.
3. Практическое задание на знание географической карты.
Билет № 3
1. Охарактеризуйте группу развивающихся стран.
2. Назовите и охарактеризуйте основные последствия глобального потепления климата.
3. Географическая задача.
Билет № 4
1. Охарактеризуйте географию электроэнергетики мира.
2. Расскажите о «демографическом взрыве» как социальном явлении и его особенностях в развивающихся странах.
3. Практическое задание на построение диаграммы.
Билет № 5
1. Охарактеризуйте политические системы стран мира.
2. Расскажите о преимуществах и недостатках альтернативных источников энергии.
3. Практическое задание на знание географической карты.
Билет № 6
1. Охарактеризуйте географию машиностроения мира.
2. Расскажите о демографической политике стран мира.
3. Практическое задание на знание географической карты.
Билет № 7
1. Раскройте этапы формирования политической карты мира.
2. Раскройте суть «зеленой революции».
3. Географическая задача.
Билет № 8
1. Назовите основные закономерности размещения топливных ресурсов. Приведите
примеры.
2. Охарактеризуйте мировую торговлю.
3. Практическое задание на знание географической карты.
Билет № 9
1. Охарактеризуйте группу экономически развитых стран.
2. Расскажите о глобальной проблеме освоения ресурсов Мирового океана.
3. Практическое задание на знание географической карты.
Билет № 10
1. Охарактеризуйте географию химической промышленности мира.
2. Раскройте суть глобальной экологической проблемы. Приведите примеры.
3. Географическая задача.
Билет № 11
1. Охарактеризуйте международные организации по виду деятельности.
2. Расскажите о классификации природных ресурсов.
3. Практическое задание на знание географической карты.
Билет № 12
1. Охарактеризуйте формы административно – территориального устройства стран мира.
2. Расскажите о видах альтернативных источников энергии. Каковы перспективы их
использования?
3. Практическое задание на построение диаграммы.
Билет № 13
1. Охарактеризуйте экономические системы стран мира.
2. Назовите основные закономерности размещения рудных ресурсов. Приведите примеры.
3. Географическая задача.
Билет № 14
1. Назовите этапы формирования мирового хозяйства.
2. Охарактеризуйте географию металлургии мира.
3. Практическое задание на знание географической карты.
Билет № 15
1.Охарактеризуйте типы воспроизводства населения.
2. Перечислите основные черты НТР на современном этапе.
3. Практическое задание на знание географической карты.
Билет № 16
1. Расскажите о мировых религиях и их географии.
2. Охарактеризуйте международное географическое разделение труда. Приведите
примеры.
3. Практическое задание на знание географической карты.
Билет № 17
1. Раскройте суть миграционных процессов.
2. Охарактеризуйте формы государственного правления стран мира.
3. Географическая задача.
Билет № 18
1. Расскажите о городском и сельском населении мира. Типы поселений.
2.Охарактеризуйте современные тенденции развития мирового хозяйства.
3. На контурной карте мира обозначьте границы не менее 5 стран с преобладанием
сельского населения.
Билет № 19
1. Опишите воздействие процесса урбанизации на окружающую среду.
2. Охарактеризуйте рекреационные ресурсы, их размещение на планете.
3. Географическая задача.
Билет № 20
1. Раскройте понятие «ресурсообеспеченность». Приведите примеры
ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов.
2. Расскажите о преимуществах и недостатках сухопутного транспорта.
3. Практическое задание на знание географической карты.
Билет № 21
1. Проанализируйте демографическую проблему как одну из глобальных проблем
человечества.
2. Охарактеризуйте отраслевой состав и особенности размещения легкой
промышленности, проблемы и перспективы ее развития.
3. Географическая задача.
Билет № 22
1. Охарактеризуйте климатические и космические ресурсы мира.
2. Раскройте отраслевой состав деревообрабатывающей промышленности и географию ее размещения.
3. Практическое задание на знание географической карты.
Билет № 23
1. Раскройте понятия «урбанизация», «агломерация», «мегалополис». Приведите примеры.
2. Охарактеризуйте задачи экономической и социальной географии мира.
3. Практическое задание на знание географической карты.
Билет № 24
1. Охарактеризуйте географию растениеводства.
2. Дайте определение понятия «глобальные проблемы человечества». Охарактеризуйте одну из проблем.
3. Географическая задача.
Билет № 25
1. Охарактеризуйте размещение населения Земли и факторы, влияющие на этот процесс.
2. Раскройте понятие «природопользование». Приведите примеры рационального и
нерационального природопользования.
3. Практическое задание на знание географической карты.
Билет № 26
1. Охарактеризуйте географию животноводства.
2. Охарактеризуйте водные ресурсы мира. Укажите способы решения дефицита пресной воды.
3. Практическое задание на знание географической карты.
Билет № 27
1. Охарактеризуйте земельные и биологические ресурсы.
2. Дайте характеристику методам исследования экономической и социальной географии.
3. Практическое задание на знание географической карты.
Билет № 28
1. Охарактеризуйте географию водного транспорта мира.
2. Расскажите о географической среде и ее роли в жизни человека.
3. Практическое задание на знание географической карты.
Билет № 29
1. Охарактеризуйте современную политическую карту мира. Раскройте понятия «страна» и «государство».
2. Охарактеризуйте связь экономической и социальной географии с другими науками. 3. Практическое задание на знание географической карты.
Билет № 30
1. Охарактеризуйте географию международного туризма.
2. Раскройте суть проблемы сохранения мира на Земле как глобальной проблемы
человечества.
3. Практическое задание на знание географической карты.
Практическое задание 1.2. Нанесите на контурную карту границы 5 стран, занимающих ведущее место по производству электроэнергии на АЭС.
Практическое задание 1.3. На контурной карте мира обозначьте границы и столицы не менее 5 развивающихся стран мира.
Практическое задание 1.4. Обозначьте на контурной карте мира страны «Большой
семерки» и их столицы.
Практическое задание 1.5. На контурной карте мира обозначьте границы не менее
5 стран с наибольшим естественным приростом населения.
Практическое задание 1.6. Нанесите на контурную карту границы 5 стран, специализирующихся на выращивании пшеницы.
Практическое задание 1.7. Выделите на контурной карте мира не менее 5 крупных городских агломераций.
Практическое задание 1.8. На контурной карте мира обозначьте не менее 5 полуостровных стран.
Практическое задание 1.9. Нанесите на контурную карту 5 крупнейших угольных
бассейнов мира.
Практическое задание 1.10. Нанесите на контурную карту 5 крупнейших нефтедобывающих стран.
Практическое задание 1.11. Нанесите на контурную карту границы и столицы 5 монархий мира.
Практическое задание 1.12. Нанесите на контурную карту границы и столицы 5 стран с федеративным устройством.
Практическое задание 1.13. Нанесите на контурную карту страны с плановым ведением хозяйства.
Практическое задание 1.14. Нанесите на контурную карту ареалы высокой
плотности населения.
Практическое задание 1.15. Нанесите на контурную карту границы 5 стран, специализирующихся на производстве черных металлов.
Практическое задание 1.16. Обозначьте на контурной карте не менее 5 стран со
значительными природно – рекреационными ресурсами.
Практическое задание 1.17. Обозначьте на контурной карте 5 крупнейших морских портов мира.
Практическое задание 1.18. Нанесите на контурную карту 3 Крупнейших нефтегазовых бассейнов мира.
Практическое задание 1.19. На контурной карте мира обозначьте границы не менее 5 стран с преобладанием сельского населения.
Задача 2.2. Рассчитайте уровень безработицы в стране, если количество трудовых ресурсов составляет 15 млн. человек, а безработных 1,5 млн. человек.
Задача 2.3. Рассчитайте величину годового естественного прироста населения в промилле, если в стране за год родилось 18500 человек, умерло 13200 человек, а численность населения составляет 1596 тыс. человек.
Задача 2.4. Вычислите уровень урбанизации, если численность населения составляет 900 тыс. человек, городское - 378 тыс. человек, сельское - 522 тыс. человек.
Задача 2.5. Рассчитайте уровень безработицы в стране, если количество трудовых ресурсов составляет 18 млн. человек, а количество официально зарегистрированных безработных 5,5 млн. человек.
Задача 2.6. Рассчитайте ресурсообеспеченность железной рудой Бразилии, используя следующие данные: общие запасы 50 млрд. тонн, добыча 160 млн. тонн в год.
Задача 2.7. Численность населения составляет 15 млн. человек. За период с 1 января 2015 года по 1 января 2016 года прибыло 0, 9 млн. человек, а уехало 0,5 млн. человек. Определите сальдо миграции.
Задача 2.8. Рассчитайте ресурсообеспеченность Индии углем, если разведанные запасы угля составляют 92445 млн.тонн, а добыча - 26 млн.тонн угля в год.
Задача 2.9. Определите, на сколько лет хватит каменного угля в стране, если известно, что общие запасы составляют 57 млрд. тонн, а годовая добыча – 87 млн. тонн.
2. Назовите и охарактеризуйте основные последствия глобального потепления климата.
3. Географическая задача.
Билет № 4
1. Охарактеризуйте географию электроэнергетики мира.
2. Расскажите о «демографическом взрыве» как социальном явлении и его особенностях в развивающихся странах.
3. Практическое задание на построение диаграммы.
Билет № 5
1. Охарактеризуйте политические системы стран мира.
2. Расскажите о преимуществах и недостатках альтернативных источников энергии.
3. Практическое задание на знание географической карты.
Билет № 6
1. Охарактеризуйте географию машиностроения мира.
2. Расскажите о демографической политике стран мира.
3. Практическое задание на знание географической карты.
Билет № 7
1. Раскройте этапы формирования политической карты мира.
2. Раскройте суть «зеленой революции».
3. Географическая задача.
Билет № 8
1. Назовите основные закономерности размещения топливных ресурсов. Приведите
примеры.
2. Охарактеризуйте мировую торговлю.
3. Практическое задание на знание географической карты.
Билет № 9
1. Охарактеризуйте группу экономически развитых стран.
2. Расскажите о глобальной проблеме освоения ресурсов Мирового океана.
3. Практическое задание на знание географической карты.
Билет № 10
1. Охарактеризуйте географию химической промышленности мира.
2. Раскройте суть глобальной экологической проблемы. Приведите примеры.
3. Географическая задача.
Билет № 11
1. Охарактеризуйте международные организации по виду деятельности.
2. Расскажите о классификации природных ресурсов.
3. Практическое задание на знание географической карты.
Билет № 12
1. Охарактеризуйте формы административно – территориального устройства стран мира.
2. Расскажите о видах альтернативных источников энергии. Каковы перспективы их
использования?
3. Практическое задание на построение диаграммы.
Билет № 13
1. Охарактеризуйте экономические системы стран мира.
2. Назовите основные закономерности размещения рудных ресурсов. Приведите примеры.
3. Географическая задача.
Билет № 14
1. Назовите этапы формирования мирового хозяйства.
2. Охарактеризуйте географию металлургии мира.
3. Практическое задание на знание географической карты.
Билет № 15
1.Охарактеризуйте типы воспроизводства населения.
2. Перечислите основные черты НТР на современном этапе.
3. Практическое задание на знание географической карты.
Билет № 16
1. Расскажите о мировых религиях и их географии.
2. Охарактеризуйте международное географическое разделение труда. Приведите
примеры.
3. Практическое задание на знание географической карты.
Билет № 17
1. Раскройте суть миграционных процессов.
2. Охарактеризуйте формы государственного правления стран мира.
3. Географическая задача.
Билет № 18
1. Расскажите о городском и сельском населении мира. Типы поселений.
2.Охарактеризуйте современные тенденции развития мирового хозяйства.
3. На контурной карте мира обозначьте границы не менее 5 стран с преобладанием
сельского населения.
Билет № 19
1. Опишите воздействие процесса урбанизации на окружающую среду.
2. Охарактеризуйте рекреационные ресурсы, их размещение на планете.
3. Географическая задача.
Билет № 20
1. Раскройте понятие «ресурсообеспеченность». Приведите примеры
ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов.
2. Расскажите о преимуществах и недостатках сухопутного транспорта.
3. Практическое задание на знание географической карты.
Билет № 21
1. Проанализируйте демографическую проблему как одну из глобальных проблем
человечества.
2. Охарактеризуйте отраслевой состав и особенности размещения легкой
промышленности, проблемы и перспективы ее развития.
3. Географическая задача.
Билет № 22
1. Охарактеризуйте климатические и космические ресурсы мира.
2. Раскройте отраслевой состав деревообрабатывающей промышленности и географию ее размещения.
3. Практическое задание на знание географической карты.
Билет № 23
1. Раскройте понятия «урбанизация», «агломерация», «мегалополис». Приведите примеры.
2. Охарактеризуйте задачи экономической и социальной географии мира.
3. Практическое задание на знание географической карты.
Билет № 24
1. Охарактеризуйте географию растениеводства.
2. Дайте определение понятия «глобальные проблемы человечества». Охарактеризуйте одну из проблем.
3. Географическая задача.
Билет № 25
1. Охарактеризуйте размещение населения Земли и факторы, влияющие на этот процесс.
2. Раскройте понятие «природопользование». Приведите примеры рационального и
нерационального природопользования.
3. Практическое задание на знание географической карты.
Билет № 26
1. Охарактеризуйте географию животноводства.
2. Охарактеризуйте водные ресурсы мира. Укажите способы решения дефицита пресной воды.
3. Практическое задание на знание географической карты.
Билет № 27
1. Охарактеризуйте земельные и биологические ресурсы.
2. Дайте характеристику методам исследования экономической и социальной географии.
3. Практическое задание на знание географической карты.
Билет № 28
1. Охарактеризуйте географию водного транспорта мира.
2. Расскажите о географической среде и ее роли в жизни человека.
3. Практическое задание на знание географической карты.
Билет № 29
1. Охарактеризуйте современную политическую карту мира. Раскройте понятия «страна» и «государство».
2. Охарактеризуйте связь экономической и социальной географии с другими науками. 3. Практическое задание на знание географической карты.
Билет № 30
1. Охарактеризуйте географию международного туризма.
2. Раскройте суть проблемы сохранения мира на Земле как глобальной проблемы
человечества.
3. Практическое задание на знание географической карты.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ БИЛЕТАМ ПЕРЕВОДНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ГЕОГРАФИИ В 10-ом КЛАССЕ
1. Практические задания на знание географической карты
Практическое задание 1.1. На контурной карте мира обозначьте границы и столицы не менее 5 стран, входящих в состав «Большой двадцатки».Практическое задание 1.2. Нанесите на контурную карту границы 5 стран, занимающих ведущее место по производству электроэнергии на АЭС.
Практическое задание 1.3. На контурной карте мира обозначьте границы и столицы не менее 5 развивающихся стран мира.
Практическое задание 1.4. Обозначьте на контурной карте мира страны «Большой
семерки» и их столицы.
Практическое задание 1.5. На контурной карте мира обозначьте границы не менее
5 стран с наибольшим естественным приростом населения.
Практическое задание 1.6. Нанесите на контурную карту границы 5 стран, специализирующихся на выращивании пшеницы.
Практическое задание 1.7. Выделите на контурной карте мира не менее 5 крупных городских агломераций.
Практическое задание 1.8. На контурной карте мира обозначьте не менее 5 полуостровных стран.
Практическое задание 1.9. Нанесите на контурную карту 5 крупнейших угольных
бассейнов мира.
Практическое задание 1.10. Нанесите на контурную карту 5 крупнейших нефтедобывающих стран.
Практическое задание 1.11. Нанесите на контурную карту границы и столицы 5 монархий мира.
Практическое задание 1.12. Нанесите на контурную карту границы и столицы 5 стран с федеративным устройством.
Практическое задание 1.13. Нанесите на контурную карту страны с плановым ведением хозяйства.
Практическое задание 1.14. Нанесите на контурную карту ареалы высокой
плотности населения.
Практическое задание 1.15. Нанесите на контурную карту границы 5 стран, специализирующихся на производстве черных металлов.
Практическое задание 1.16. Обозначьте на контурной карте не менее 5 стран со
значительными природно – рекреационными ресурсами.
Практическое задание 1.17. Обозначьте на контурной карте 5 крупнейших морских портов мира.
Практическое задание 1.18. Нанесите на контурную карту 3 Крупнейших нефтегазовых бассейнов мира.
Практическое задание 1.19. На контурной карте мира обозначьте границы не менее 5 стран с преобладанием сельского населения.
2. Географические задачи
Задача 2.1. Рассчитайте ресурсообеспеченность страны железной рудой, если население страны составляет 30 млн. чел., а запасы железной руды 12 млрд. тонн. Среднегодовая добыча железной руды в стране составляет 25 млн. тонн.Задача 2.2. Рассчитайте уровень безработицы в стране, если количество трудовых ресурсов составляет 15 млн. человек, а безработных 1,5 млн. человек.
Задача 2.3. Рассчитайте величину годового естественного прироста населения в промилле, если в стране за год родилось 18500 человек, умерло 13200 человек, а численность населения составляет 1596 тыс. человек.
Задача 2.4. Вычислите уровень урбанизации, если численность населения составляет 900 тыс. человек, городское - 378 тыс. человек, сельское - 522 тыс. человек.
Задача 2.5. Рассчитайте уровень безработицы в стране, если количество трудовых ресурсов составляет 18 млн. человек, а количество официально зарегистрированных безработных 5,5 млн. человек.
Задача 2.6. Рассчитайте ресурсообеспеченность железной рудой Бразилии, используя следующие данные: общие запасы 50 млрд. тонн, добыча 160 млн. тонн в год.
Задача 2.7. Численность населения составляет 15 млн. человек. За период с 1 января 2015 года по 1 января 2016 года прибыло 0, 9 млн. человек, а уехало 0,5 млн. человек. Определите сальдо миграции.
Задача 2.8. Рассчитайте ресурсообеспеченность Индии углем, если разведанные запасы угля составляют 92445 млн.тонн, а добыча - 26 млн.тонн угля в год.
Задача 2.9. Определите, на сколько лет хватит каменного угля в стране, если известно, что общие запасы составляют 57 млрд. тонн, а годовая добыча – 87 млн. тонн.
3. Практическое задание на построение диаграммы
Практическое задание 3.1. Постройте секторную диаграмму структуры мирового земельного фонда по данным:
Практическое задание 3.2. Постройте столбчатую диаграмму валового сбора зерновых культур ведущими странами мира за 2010-2012 гг. по следующим данным.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ПЕРЕВОДНОМУ ЭКЗАМЕНУ
ПО ГЕОГРАФИИ В 10-ом КЛАССЕ
1. Максаковский В.П. География. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / В.П. Максаковский. – 25-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 416 с.: ил., карт.
2. Экономическая и социальная география мира: атлас и контурные карты / ООО Новосибирская картографическая фирма. – 2-е изд. – Новосибирск, 2014. – 64 с.
3. Эртель А.Б. География. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ и ГИА. 9-11 классы: учебно-метод. пособие / А.Б. Эртель. – 4-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д: Легион, 2013. – 400 с. – (Серия «Готовимся к ЕГЭ»).
4. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: понятийно-терминол. слов. / Э.Б. Алаев. – Москва: Мысль, 1983. – 350 с.
5. Географический энциклопедический словарь: понятия и термины / гл. ред. А.Ф. Трешников. – М.: Сов. энцикл., 1988. – 431 с.
6. Географический энциклопедический словарь: геогр. назв. / гл. ред. А.Ф. Трешников. – 2-е изд. – М.: Сов. энцикл., 1989. – 591 с.
7. География: справочное пособие / [Сост.: Г.А. Черниченко и др.)]; Донец. нац. ун-т, экон. фак. - Донецк: Норд-Пресс, 2006. - 392 с.
8. Кизицкий, М.И. Репетитор по географии: Учеб. пособие / М.И. Кизицкий, З.М. Тимофеева. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 411 с.
9. Дорошевский, М. В. Экономическая и социальная география мира: Учеб. пособие / М.В. Дорошевский, Г.В. Мысливец; Межрегион. акад. упр. персоналом. - К.: МАУП, 2003. - 184 с.
10. Пособие по географии: Для поступающих в вузы / Сост. Г. А. Черниченко, Е.Н. Черноиванова, В.М. Дубель и др.; Донец. гос. ун-т. - Донецк: ДонНУ, 2003. - 392 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.