воскресенье, 29 июня 2014 г.

Тадж-Махал, Индия

Тадж-Маха́л (хинди ताज महल, англ. Taj Mahal) — мавзолей-мечеть, находящийся в Агре, Индия, на берегу реки Джамна (архитекторы, вероятно, Устад-Иса и др.). Построен по приказу потомка Тамерлана — падишаха Империи Великих Моголов Шах-Джахана в память о жене Мумтаз-Махал, умершей при родах четырнадцатого ребёнка (позже здесь был похоронен и сам Шах-Джахан).
Тадж-Махал (также «Тадж») считается лучшим примером архитектуры стиля моголов, который сочетает в себе элементы персидского, индийского и исламского архитектурных стилей. В 1983 году Тадж-Махал был назван объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО: «жемчужиной мусульманского искусства в Индии, одним из общепризнанных шедевров наследия, которым восхищаются во всём мире».
Несмотря на то, что белый мраморный купол мавзолея является наиболее известным компонентом, Тадж-Махал — это структурно интегрированный комплекс. Здание начали строить примерно в 1632 году и завершили в 1653 году, работали 20 тысяч ремесленников и мастеров. Руководство строительством Тадж-Махала было возложено на Совет архитекторов под имперским контролем, включая Дешенов-Ану, Макрамат Хана и Устад Ахмад Лахаури. Главным автором проекта обычно считают Лахаури. По другой версии, наиболее популярной среди гидов Тадж Махала, одним из главных архитекторов был турок Иса Мухаммед Эфенди.
Внутри мавзолея расположены две гробницы — шаха и его жены.
 На самом деле, место их захоронения находится ниже — строго под гробницами, под землей. Время строительства относится примерно к 1630—1652 годам. Тадж-Махал представляет собой пятикупольное сооружение высотой 74 м на платформе, с 4 минаретами по углам (они слегка наклонены в сторону от усыпальницы для того, чтобы в случае разрушения не повредить её), к которому примыкает сад с фонтанами и бассейном.
Стены выложены из полированного полупрозрачного мрамора (привозившегося на строительство за 300 км) с инкрустацией из самоцветов. Были использованы бирюза, агат, малахит, сердолик и др. Мрамор имеет такую особенность, что при ярком дневном свете он выглядит белым, на заре розовым, а в лунную ночь — серебристым.
На строительство комплекса было приглашено более 22 000 мастеров со всех концов империи, а также мастера Средней Азии, Персии и Ближнего Востока.
Согласно неподтверждённой легенде, на другом берегу реки должно было располагаться здание-близнец из чёрного мрамора, но оно не было достроено. Соединять эти два здания должен был мост из серого мрамора.
Месторасположение Тадж-Махала (Агра) и расположение мест, откуда доставлялись некоторые из материалов, использовавшиеся при строительстве.
Тадж-Махал был построен на участке земли к югу от окружённой крепостной стеной Агры. Шах-Джахан обменял этот участок, принадлежащий махарадже Джай Сингху (англ. Jai Singh I), на большой дворец в центре Агры. Площадь размером приблизительно в три акра (1,2 гектара) была перекопана, произведена замена грунта для уменьшения инфильтрации, уровень площадки был поднят на 50 метров над уровнем берега реки. На участке расположения мавзолея были выкопаны колодцы, которые, заполненные бутовым камнем, образовали фундаменты сооружения. Вместо лесов из перевязанного бамбука были возведены масштабные леса из кирпича, которые окружили гробницу. Они были настолько внушительные по размерам, что мастера, заведующие строительством, опасались, что разборка их может занять годы. Согласно легенде Шах-Джахан озвучил, что любой может взять себе и оставить столько кирпичей, сколько пожелает, и леса были разобраны крестьянами практически за ночь.
Для транспортировки мрамора и прочих материалов к месту строительства был построен пятнадцатикилометровый пандус из утрамбованной земли, и тридцать быков тащили блок за блоком на стройку на специальных запроектированных повозках. Тщательно разработанная объёмно-рамная конструкция с блоками использовалась для поднятия блоков на нужный уровень. Вода для нужд строительства добывалась из реки с помощью канатно-вёдерной системы с использованием животной силы и сливалась в большой резервуар, откуда поднималась в распределительный резервуар. Оттуда она распределялась по трём вспомогательным ёмкостям и по трубам транспортировалась к строительному комплексу.
Строительство гробницы и платформы заняло примерно двенадцать лет. Остальные части комплекса строились ещё десять лет, и завершались последовательно: минареты, мечеть, джаваб, Большие ворота. Поскольку строительство велось этапами, существуют различные точки зрения о том, что можно считать окончанием строительства Тадж-Махала. К примеру, сам мавзолей был закончен к 1643 году, но после этого работы продолжались на оставшейся части комплекса.
Оценки стоимости строительства весьма разнятся ввиду сложности учёта цен многовековой давности. Приблизительно общая стоимость строительства по тем временам составила около 32 миллионов рупий.
Материалы для строительства Тадж-Махала доставлялись со всей Индии и из многих мест Азии, для их транспортировки использовалось более тысячи слонов. Полупрозрачный белый мрамор доставлялся из Макраны, Раджастхан, яшма привозилась из Пенджаба, жад и кристаллы из Китая. Бирюза транспортировалась из Тибета, а ляпис-лазурь из Афганистана, в то время как сапфиры привозились со Шри-Ланки, а карнеол из Аравии. В целом, двадцать восемь типов драгоценных и полудрагоценных камней были инкрустированы в белый мрамор.
На стройке трудились двадцать тысяч рабочих, собранных по всей северной Индии. Среди группы из 37 человек, отвечавших за художественных образ комплекса, были скульпторы из Бухары, каллиграфы из Сирии и Персии, мастера инкрустации из южной Индии, каменотёсы из Белуджистана, а также специалист по возведению башен и мастер по резке мраморных орнаментов. Некоторые из строителей Тадж-Махала:
Исмаил Афанди (Исмаил Хан) из Османской империи — турецкий архитектор, дизайнер главного здания.
Устад Иса (англ. Ustad Isa) (Иса Мухаммад Эффенди) из Персии — турецкий архитектор, ученик Синана, его часто называют главным создателем архитектурного образа памятника.
Пуру из Бенаруса, Персия — упоминается как надзирающий архитектор.
Казим Хан, выходец из Лахора, — отлил золотое завершение шпиля.
Chiranjilal, резчик по камню из Дели — главный скульптор и специалист по мозаике.
Аманат Хан из Шираза, Иран — главный каллиграф.
Мухаммад Ханиф — главный из каменщиков.
Мавзолей имеет многочисленные символы, скрытые в его архитектуре и планировке. Так, например, на воротах, через которые посетители Тадж-Махала заходят в парковый комплекс, окружающий мавзолей, высечены четыре заключительных аята из 89-й суры Корана «Заря» (Аль-Фаджр), обращённые к душе праведника:
«O ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство! Войди c Моими рабами. Войди в Мой рай!»
С левой стороны от усыпальницы находится мечеть из красного песчаника. Справа точная копия мечети. Весь комплекс имеет осевую симметрию. Усыпальница имеет центральную симметрию относительно гробницы Мумтаз-Махал. Нарушает эту симметрию лишь гробница Шах-Джахана, которую там соорудили после его смерти.
Все стены инкрустированы драгоценными и полудрагоценными камнями, отчего при солнце или луне стены отражают их свет. Со всех сторон Тадж-Махал окружает, а прямо перед зданием расположен обширный мраморный бассейн, в водах, при определённом ракурсе, отражается всё сооружение.
Недавно в стенах Тадж Махала были обнаружены трещины. По мнению ученых, появление трещин может быть связано с обмелением протекающей рядом реки Джамна. Исчезновение реки приведет к изменению структуры почвы и оседанию мавзолея, а может быть, даже к его разрушению. Также он начал терять свою легендарную белизну из-за загрязнённого воздуха. Несмотря на расширяющуюся парковую зону вокруг Тадж-Махала и закрытие ряда особенно грязных производств в Агре, мавзолей всё равно желтеет. Его приходится регулярно чистить при помощи особой белой глины.
Ежедневно Тадж-Махал посещают десятки тысяч человек, за счёт туристов «индийская жемчужина» приносит казне страны немалые деньги. За год Тадж-Махал посещает от 3 до 5 миллионов посетителей, из них более чем 200 000 — из-за рубежа. Большинство туристов приезжает в прохладные месяцы года — октябрь, ноябрь и февраль. Движение транспорта с двигателями внутреннего сгорания вблизи комплекса запрещено, поэтому от автостоянки туристы подходят пешком, либо могут подъехать на электрическом автобусе. В настоящее время восстановлен Хавасспурас (северный двор) — для использования в качестве нового центра для посетителей. В небольшом городке к югу, известном как Тадж-Ганджи или Мумтазабад, были построены караван-сараи, базары и рынки для удовлетворения потребностей посетителей и работников. Тадж-Махал также фигурирует в нескольких списках как одно из семи чудес в современном мире, в том числе в составленном в 2007 году списке Новых семи чудес света (после опроса более чем 100 млн голосов).
Экспозиции открыты с 6 утра до 7 часов вечера в будни, за исключением пятницы, когда комплекс открыт для молитвы в мечети в период с 12 часов вечера до 2 часов. Комплекс открыт для ночного просмотра в день полнолуния, а также за два дня до и после полнолуния, исключая пятницу и месяц Рамазан.
По соображениям безопасности проносить внутрь комплекса Тадж-Махал можно только воду в прозрачных бутылках, небольшие видеокамеры, фотоаппараты, мобильные телефоны и небольшие дамские сумочки.
С самого начала Тадж-Махал стал источником восхищения, минуя все культурные и географические преграды, и эмоциональный отклик, который сооружение находило во многих сердцах, превзошёл сухую статистическую оценку сооружения.
Наиболее живучий миф, касающийся Тадж-Махала, говорит о том, что Шах-Джахан планировал построить ещё один мавзолей, уже из чёрного мрамора, как раз напротив Тадж-Махала, через реку. Данный миф восходит к несколько фантастическим запискам Жана-Батиста Тавернье, европейского путешественника, который посетил Агру в 1665 году. Было высказано предположение, что Шах-Джахан не успел построить мавзолей из чёрного мрамора, потому что был свергнут своим сыном, Аурангзебом. Руины из чёрного мрамора на противоположной стороне реки в «Лунном саду», казалось, подкрепляют эту легенду. Однако, произведённые в 1990-х годах раскопки показали, что камни «чёрного мрамора» на самом деле являются почерневшим белым мрамором. Более основательную базу под источник мифа про чёрный мавзолей подвели археологи в 2006 году, когда ими была реконструирована часть пруда в Лунном саду. Обнаружилось, что чёрное отражение Тадж-Махала в воде пруда отчётливо видно, что ещё раз подтвердило одержимость Шах-Джахана симметрией и обосновало место расположения самого пруда.
Нет никаких доказательств, которые бы подтверждали легенду, зачастую озвучиваемую с кровавыми подробностями, что по приказу Шах-Джахана многие из архитекторов и мастеров, принявших участие в строительстве, были жестко убиты и расчленены. Существуют байки, что многие строители подписывали специальный договор, согласно которому они обязались никогда не строить что-либо похожее на Тадж-Махал. Подобные басни существуют относительно многих известных сооружений.
Также нет никаких свидетельств того, что лорд Уильям Бентинк, генерал-губернатор Индии в 1830-х, планировал разрушить Тадж-Махал и распродать его мрамор с аукциона. Биограф Бентинка Джон Росселли говорит, что эта история возникла из действительно имевшего место быть факта по продаже Бентинком мрамора из конструкций форта Агры.
Название Тадж-Махал может быть переведено, как «Величайший Дворец» (где тадж — венец, и махал — дворец). Имя Шах-Джахан может быть переведено, как «Правитель Мира» (где шах — правитель, джахан — мир, вселенная). Имя Мумтаз-Махал может быть переведено, как «Избранница Двора» (где мумтаз — лучший, махал — дворец, двор). Подобные значения слов сохранились в арабском, хинди и некоторых других языках.
Во многих туристических путеводителях говорится, что после свержения Шах-Джахан из окон темницы многие годы до смерти печально любовался своим творением — Тадж-Махалом. Обычно в этих историях упоминается Красный форт — дворец Шах-Джахана, построенный им в зените правления, часть покоев которого сын Джахана и Мумтаз-Махал -Аурангзеб превратил в роскошную тюрьму для отца. Однако здесь публикации путают делийский Красный форт (в сотнях километров от Таджа) и Красный форт в Агре, также построенный Великими Моголами, но раньше, и который действительно находится рядом с Тадж-Махалом. Шах-Джахан, согласно индийским исследователям, содержался в делийском Красном форте и оттуда не мог видеть Тадж-Махала.
Очень похожа на Тадж-Махал и по могольскому происхождению и по внешнему виду гробница Хумаюна в Дели. Эта усыпальница могольского императора также построена как знак великой любви — только не мужа к жене, а жены к мужу. Несмотря на то, что гробница Хумаюна построена раньше, и Джахан при строительстве своего шедевра ориентировался на архитектурный опыт усыпальницы Хумаюна, она малоизвестна по сравнению с Тадж-Махалом.
Гробница Итимад-Уд-Даула (1622—1628), которую ещё называют Мини Тадж (Baby Taj), находится в городе Агра. Архитектура мавзолея напоминает уменьшенный в размерах Тадж Махал.
Тадж-Махал имеет оптический фокус. Если двигаться спиной к выходу, лицом к Тадж-Махалу, то будет казаться, что этот храм огромный по сравнению с деревьями и окружающей средой.
Самолетам запрещено летать над Тадж-Махалом.

Бухта Панг-Нга, Тайланд

Залив Панг Нга (Ao Phang Nga) - одна из главных достопримечательностей южного Таиланда, место в высшей степени необычное и весьма красивое. Знаменито своими умопомрачительными видами и скалистыми островами, изрезанными многочисленными гротами, пещерами и лагунами.
Острова национального парка Ao Phang-nga расположены в северной части залива, отделяющего Пхукет от Краби. Острова находятся на приблизительно одинаковом расстоянии от Пхукета, Као Лака и Краби.
Варианты поездок по заливу Панг Нга предлагаются самые разные, однако практически все из них включают в себя посещение двух самых главных достопримечательностей национального парка: острова Джеймса Бонда, известного благодаря съёмкам девятого фильма бондианы и острова Panak, примечательного множеством озёр, находящихся посредине острова. Этими двумя островами достопримечательности национального парка не ограничиваются. Всего на территории Ao Phang-nga находится 42 острова и как минимум десяток из них заслуживает отдельного посещения.

Острова залива Phang Nga

На территории национального парка Phang Nga находятся 42 острова, разных размеров и разной степени колоритности.
Самый колоритный и узнаваемый из них - остров Джеймса Бонда, который до съёмок известного фильма носил скромное местное название Koh Tapu (дословно - "остров Гвоздь").
Кроме острова Джеймса Бонда, который стал визитной карточкой Панг Нга, в заливе есть ещё несколько островов, не менее, а может даже и более, привлекательных. В их числе: остров Panyi, место нахождения плавучей деревни с мечетью и минаретами, и просто красивое и необычное место; остров Panak с пещерами и озерами посредине острова, лучшее место для каякинга во всём Таиланде; острова Hong и Talu Nok с несколькими впечатляющими пещерами и лагунами, также популярные среди любителей каякинга; и множество других островов, по-своему интересных и необычных.
Из последних имеет смысл особо выделить остров Lawa Yai, который, в отличие от остальных островов Phang Nga, не является скалой, торчащей из глубин океана, а является достаточно пологим островом с вполне приличным пляжем. Большинство туров завершаются посещением именно этого острова, места, где можно отлично отдохнуть после трудов по осмотру национального парка.
Виды залива Панг Нга с высоты птичьего полёта - одно из лучших зрелищ, которое может предложить туристам южный Таиланд. И для того, чтобы их увидеть, вовсе не обязательно иметь толстый кошелёк. Большинство самолётов, следующих на Пхукет, заходят на посадку именно над заливом Phang Nga. Если вам повезёт с погодой, вы сможете увидеть скалы и острова залива во всём их великолепии, причём без всяких денежных затрат с вашей стороны.
Остров Panak - самое, наверное, необычное и впечатляющее место во всём национальном парке. Представляет собой достаточно крупный остров, в глубине которого находится несколько озер, соединённых с морем сквозными пещерами.
Остров Джеймса Бонда (Koh Tapu)
Наиболее известный и узнаваемый остров залива Ao Phang-nga, ставший визитной карточкой национального парка. Своё новое название получил после съёмок девятого фильма бондианы "The Man with the Golden Gun", вышедшего в прокат в 1974г. и немало поспособствовавшего популярности Панг Нга у широкой публики.
Собственно сам остров, в виду его специфической формы, посетить нельзя и все туристы высаживаются на соседнем острове Phing Kan, со смотровой площадки которого и делаются бесчисленные фотографии на фоне James Bond Island'а.
Остров Phing Kan
Остров Phing Kan, расположен в нескольких десятках метров от всемирно известного острова Джеймса Бонда. Является обязательным местом посещения всех туристов приезжающих в залив Панг Нга.
Кроме отличного вида на James Bond Island, остров Phing Kan имеет и собственные достопримечательности, а именно, огромную пещеру, образовавшуюся при разломе одной из скал острова на две части. Кроме пещеры на острове имеются также несколько пляжей, гротов и рынок с сувенирами для туристов.
Остров Panak
Остров Panak - одно из самых интересных мест в национальном парке, примечательное своими озерами, расположенными посреди острова и соединёнными с морем сквозными пещерами. Таких озёр на острове насчитывается 9 штук. Озёра принято идентифицировать по названиям ведущих к ним пещер, наиболее популярные из которых Bat cave, Diamond cave, Oyster cave и Mangrove cave.
Остров Panak, вне всякого сомнения, является лучшим местом для каякинга во всём заливе, а возможно и во всём Таиланде и относится к числу достопримечательностей из разряда must see.
Остров Panyi
Остров Panyi (иногда пишется как Panyee) - весьма крупный остров, находящийся у северной границы национального парка. Кроме впечатляющих габаритов знаменит ещё деревней на сваях, расположенной в водах залива рядом с вышеуказанным островом. Деревня населена преимущественно мусульманами, которые когда-то были рыбаками, однако, в настоящий момент переключились на более прибыльный бизнес по содержанию ресторанов и лавок для туристов.
Довольно интересным является тот факт, что деревня находится за пределами национального парка и граница парка проходит по трудноуловимой разделительной линии между деревенскими домами и собственно островом.
Остров Talu Nok
Остров Talu Nok - ещё одно популярное место для каякинга в заливе Phang-nga.
Примечателен своими сквозными пещерами, через которые остров можно проплыть насквозь. А заодно и осмотреть остров и пещеры с расстояния вытянутой руки. Посмотреть, на самом деле, есть на что. Как и все острова залива, Talu Nok сильно эродирован и его пещеры, трещины и проломы имеют весьма замысловатую форму. В дополнение к этому, почти вертикальные скалы острова Talu Nok густо покрыты разнообразной растительностью, что придаёт ему дополнительный колорит.
Остров Lawa Yai
Остров Lawa Yai - самый южный из островов национального парка Ao Phang-nga, плоский, пологий и внешне сильно отличающийся от остальных островов, практически вертикально торчащих из морских глубин.
Место расположения весьма приличного пляжа, и, как правило, последняя точка маршрута по заливу Панг Нга, что вполне естественно, т.к. остров Lawa Yai отлично подходит для того, чтобы отдохнуть после тяжких трудов по осмотру скал, пещер и мангровых зарослей национального парка.

Озеро с изумрудной водой, остров Panak

Всего на острове Panak насчитывается 9 озёр. Озёра принято идентифицировать по названиям ведущих к ним пещер, наиболее популярные из которых Bat cave, Diamond cave, Oyster cave и Mangrove cave. 
Единственная возможность осмотреть гроты, пещеры и озёра на острове Panak - проплыть по ним на каяке. И такую возможность упускать не стоит, т.к. эти озёра и пещеры являются настоящим чудом природы, не имеющем аналогов во всём Таиланде.
Кроме острова Panak существуют ещё несколько островов, которые интересно исследовать на каяке. А именно, острова Hong* и Talu Nok, первый из которых примечателен своими необычными заливами и отвесными скалами, а второй - множеством пещер, через которые остров можно проплыть насквозь.
Нужно отметить один принципиальный момент: под "каякингом" во всех массовых турах понимается прогулка на лодке, гребёт на которой специально нанятый таец. Если такой вариант вам не нравится и вы предпочитаете грести сами и туда, куда хочется вам, а не тайцу - такое тоже возможно. На Пхукете существуют фирмы, специализирующиеся на индивидуальном каякинге; очевидно, что цены у них несколько выше, чем у организаторов массовых коллективных туров.
* Koh Hong - в дословном переводе с тайского означает «остров с дыркой (пустотой) внутри». Островов с таким названием в заливе Панг Нга имеется 2 штуки, и путать их не следует. Первый из них находится на территории национального парка Than Bok Khorani и расположен к востоку от острова Yao Noi. Второй, о котором идёт речь, находится на территории национального парка Ao Phang Nga, к северу от острова Yao Noi.

ТОРА - ВРАТА В ПОДЗЕМНЫЙ МИР


Омытый тихоокеанскими водами американский штат Орегон – живописная территория, покрытая густыми девственными лесами, живописными озерами и красивыми горными вершинами. Благодаря западному расположению, обеспечивающему роскошные закаты солнца, ему присвоили еще одно название – “штат солнечного заката”. Много запоминающихся природных достопримечательностей можно встретить на орегонском побережье, однако звание самого впечатляющего заслуженно носит уникальное образование, именуемое Колодцем Тора.
Колодец Тора – это удивительное творение природы расположено на мысе Перпетуа в американском штате Орегон. Примечательно, что заливающаяся в него морская вода не скапливается, а уходит через подземную систему пещер. Во время прилива «врата в подземелье» создают иллюзию бездонной воронки, поглощающей море; стекающая в него вода создает волшебные пейзажи, а Колодец Тора кажется настоящими вратами в подземный мир.
Самое сильное впечатление оказывает стекающая внутрь колодца вода, создающая картинные пейзажи на фоне других достопримечательностей мыса Перпетуа и заходящего светила. При этом Колодец Тора становится похожим на уходящие глубоко на дно таинственные врата в подземный мир.
Природные представления начинаются на мысе примерно за час до прилива: выныривая из глубин, бурлящая вода поднимается на высоту до шести метров и обрушивается обратно в воронку, создавая чарующие шумовые эффекты и визуальные картины, достойные кисти живописца. Этот факт сделал природное образование своеобразным местом паломничества фотографов со всего мира. Несмотря на опасность, которую несет непредсказуемый колодец, отважные охотники за удачными кадрами приближаются к нему на довольно близкое расстояние, хотя в один миг большая волна может обрушиться на смельчака и смыть его в океанскую пучину. Подобраться к воронке очень сложно из-за сильного ветра и мокрых камней, на которых очень легко поскользнуться.
Особенный драматизм ландшафты орегонского мыса приобретают в зимний период, когда интенсивность приливов и отливов достигает своего максимума. Во время таких мощных движений водных масс брызги могут достигать наблюдателей, стоящих на расстоянии десяти метров от кромки океана.
Свое название Колодец Тора получил благодаря древней легенде. По преданию, много-много лет назад в данном месте встречалась одна влюбленная пара. Но однажды их идиллия была нарушена – девушка приревновала своего возлюбленного и лишила его жизни. Бог Тор, увидевший все с небес, в гневе превратил кровь молодого человека в раскаленную лаву, символизирующую пыл его любви, которая и прожгла в земле глубокую дыру, унеся в недра планеты тело погибшего юноши. Так, до сегодняшних дней зияет в земле отверстие, напоминая людям о разрушительной силе ревности, которая может уничтожить даже самые искренние и светлые чувства.
Удивляет тот факт, что до сих пор ученые не пришли к единому мнению, объясняющему происхождение воронки, и не изучили, что находится в ее глубинах. Аквалангисты не рискуют погружаться в неизведанную пучину, так как сильное течение может унести в сеть подводных пещер, с которыми, скорее всего, связан колодец. Такая мрачная загадочность Колодца Тора манит к побережью Орегона огромное количество любопытных путешественников со всего мира.
Недалеко от орегонской жемчужины расположен информационный центр для туристов Cape Perpetua Visitor Centre, предлагающий смотровую площадку, на которой можно насладиться видами тихоокеанского побережья, окаймляющего североамериканский штат. Там же туристов предупреждают об опасности, которую несет главная местная достопримечательность. Работники центра настойчиво рекомендуют не приближаться к побережью во время интенсивных приливов.
Добраться до расположенного на северо-западе США таинственного природного образования можно двигаясь по автомагистрали 101 (Oregon Coast Hwy). Наиболее близко к Колодцу Тора лежат такие крупные города, как Флоренс (35 км) и Уолдпорт (43 км). Автобусное сообщение между этими городами находится не на самом высоком уровне, поэтому полагаться на него следует только в крайнем случае. Лучше всего добираться до мыса Перпетуа на арендованном автомобиле.

По материалам сайта http://econet.ua/