воскресенье, 29 сентября 2013 г.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ: Политическая карта

1. Найдите правильные пары названий стран-гигантов по площади и их столицам:
а) США — Нью-Йорк;
б) Великобритания — Лондон;
в) Австралия — Канберра;
г) Канада — Оттава;
д) Китай — Шанхай.
е)  Нигерия — Каир;
ж) Индонезия — Джакарта;
з)  Пакистан — Исламабад;
и) Саудовская Аравия — Эр-Рияд;
к) Канада — Оттава.
л) Россия – Москва; 
м) Китай – Пекин;
н) Бангладеш – Дели; 
о) США – Оттава;
п) Испания – Мадрид

2. Выберите правильные пары названий государств и частей Мирового океана, к которым они имеют выход:
а) Испания — Средиземное море;
б) Турция — Красное море;
в) Индия — Бенгальский залив;
г) Венесуэла — Карибское море;
д) Эфиопия — Аравийское море.

3. Какие из указанных государств не являются ключевыми развивающимися странами?
а) Турция;
б) Бразилия;
в) Индия;
г) Мексика;
д) Индонезия.

4. Какие из указанных государств относятся к группе наименее развитых стран?
а) Мозамбик; 
б) Эфиопия;
в) Саудовская Аравия; 
г) Чили;
д) Индия

5. Какие из указанных стран являются государствами с федеративным административно-территориальным устройством?
а) Италия; 
б) США; 
в) Швейцария;
г) Швеция; 
д) Индия.

6. Выберите правильные утверждения:
а) Великобритания — конституционная монархия, унитарное государство.
б) Бельгия — республика, федеративное государство.
в) США — республика, федеративное государство.
г) Индия — конституционная монархия, федеративное государство.
д) Саудовская Аравия — абсолютная монархия, унитарное государство.

7. Установите соответствие:
1. Польша.                                   А. Государство в составе Содружества.
2. Канада.                                    Б. Государство в составе СНГ.
3. Россия.                                     В. Государство член НАТО.
4. Франция.                                 Г. Самое большое федеративное государство мира.
5. Украина.                                  Д. Одна из самых экономически развитых стран Европы.

8. Выберите правильные утверждения:
а) Политическая география изучает формирование полит ческой карты мира.
б) ООН играет активную роль в урегулировании глобальных конфликтов, но не вмешивается в решение региональных и локальных.
в) В последнее десятилетие XX в. на политической карте Африки не появилось ни одного нового государства.
г) Влияние Китая на события в мире будет усиливаться в связи с высокими темпами роста его экономики.

9. Какие из указанных стран являются одновременно гигантами и по площади, и по населению?

а) Китай; 
б) Канада; 
в) Россия;
д) США.

10. Какие из указанных городов являются столицами стран-гигантов и по площади, и по населению?
а) Абуджа;
б) Бразилиа;
в) Вашингтон;
г) Гавана;
д) Дели.

11. Выберите страну, имеющую выход к морю:
а) Финляндия;
б) Монголия;
в) Словакия;
г) Нигер;
д) Непал.

12. Какие из перечисленных стран не входят в Содружество, возглавляемое Великобританией?
а) Азербайджан;
б) Австралия;
в) Египет;
г) Новая Зеландия;
д) Канада.

13. Какие из указанных стран относятся к нефтеэкспортирующим государствам?
а) Швеция;
б) Кувейт;
в) Бруней;
г) Сингапур;
д) Саудовская Аравия.

14. Какие из указанных стран относятся к группе наиболее отсталых?
а) Иран;
б) Бангладеш;
в) Венгрия;
г) Афганистан;

15. Какие из указанных стран имеют унитарное административно-территориальное устройство?
а) Франция;
б) Объединенные Арабские Эмираты;
в) Италия;
г) Швейцария;
д) Мексика.

16. Выберите варианты, в которых оба названных государства являются республиками с федеративным устройством:
а) Финляндия, Мексика;
б) Пакистан, Бразилия;
в) Индия, Малайзия;
г) Швейцария, Швеция;
д) Германия, США.

17. Выберите варианты, в которых оба названных государства являются республиками с федеративным устройством:
а) Финляндия, Мексика;
б) Пакистан, Бразилия;
в) Индия, Малайзия;
г) Швейцария, Швеция;
д) Германия, США.


18. Какие из указанных стран отвечают одновременно трем условиям: 
1) не являются членами СНГ;
2) не входят в Содружество, возглавляемое Великобританией;
3) не входят в военно-политические организации?

а) Австралия;
б) Финляндия;
в) Белоруссия;
г) Швеция;
д) Дания.

19. Выберите правильное утверждение:
а) Геополитика не имеет ничего общего с политикой государства по отношению к его соседям.
б) Влияние Германии на события в мире в ближайшее время будет усиливаться благодаря ее стабильному экономическому развитию.
в) Присутствие войск ООН в ряде стран будет способствовать нагнетанию напряженности между конфликтующими сторонами и осложнять обстановку в регионе.
г) В начале XXI в. на политической карте Южной Америки появится много новых государств.

Проектна діяльність учнів

Стадія  роботи над проектом
Зміст роботи
Діяльність  учнів
Підготовка
Визначення теми і мети проекту
Обговорюють предмет дослідження з
учителем, за необхідності
отримують додаткову інформацію. Установлюють мету 
Планування
а)  Визначення джерел інформації.
б) Визначення способів збору й аналізу інформації.
в) Визначення способу представлення результатів (форми звіту).
г)  Встановлення процедур і критеріїв оцінки результатів.
д) Розподіл задач (обов’язків) між членами команди
Виробляють план дій. Формулюють завдання

Дослідження
Збір інформації, рішення проміжних завдань. Основні
інструменти (інтерв’ю, опитування, спостереження, експерименти)
Виконують дослідження, вирішуючи проміжні завдання

Результати і/чи висновки
Аналіз інформації. Формулювання висновків
Аналізують інформацію

Презентація або звіт   
Можливі форми презентації результатів (звіту): усний звіт, усний звіт з демонстрацією матеріалів, письмовий звіт
Звітують, обговорюють
Оцінка результатів процесу


Беруть участь в оцінці результатів шляхом колективного
обговорення і  самооцінки 

Етапи проектної діяльності учнів

Етапи
Діяльність  учнів
Мотиваційно-
орієнтовний
- Усвідомлення мотиву, мети і значення майбутньої проектувальної діяльності;
- визначення основної проблеми і завдань дослідження, які випливають з неї;
- визначення задуму проекту;
- висування й порівняння стратегій розв’язання поставлених проблем; виявлення і обговорення методів дослідження, на основі яких буде реалізовуватися проект (наприклад, статистичного, картографічного, порівняння, опису, спостереження);
- визначення джерел інформації та методів роботи з ними;
- попереднє планування видів і способів діяльності;
- розподіл обов’язків між учнями, які здійснюють проект
Конструктивний
Складання плану роботи з його наступним обговоренням, корегуванням і затвердженням остаточного варіанта. Збір, аналіз та систематизація інформації з проблеми; обговорення її в групах, висунення і перевірка гіпотез. Обговорення способів оформлення результатів, їх первинна оцінка і корекція. Оформлення макету чи моделі проекту у вигляді текстів, карт, діаграм, схем, фотографій тощо.
Важливим є колективне обговорення учнями всіх рішень, що приймають на основі узгодження їхніх інтересів та думок
Презентативний
Оформлення пакету документів з проекту та інформаційних стендів, схем, діаграм; підготовка усної презентації. Захист проекту — результати роботи; описування методів, за допомогою яких була отримана і проаналізована інформація; розповідь про проблеми, що виникали під
час виконання проекту; демонстрування знань й умінь, які сформувались у школярів у процесі його реалізації. Пакет документів передають рецензентам та експертам для висновків
Діагностично-
оцінювальний
Аналіз оцінок, отриманих за презентацію, та висновків експертів
Рефлексивний
- Самооцінка учнями своєї діяльності;
- усвідомлення власних досягнень і виявлення недоліків;
- обговорення труднощів, які виникли під час здійснення проекту, розгляд можливостей їх подолання;
- виявлення найефективніших стратегій розв’язання подібних проблем з метою їх подальшого використання в практичній діяльності

ГОТУЄМОСЯ ДО ТЕМАТИЧНОГО ОЦІНЮВАННЯ-1

Термінологія:
Поясніть терміни: "материк", "частина світу", "територія", "країна", держава", "державний кордон", "столиця", "суверенітет", "монархія", "республіка", "джамахірія", "залежна країна", "колонія", "країна-метрополія", "федерація", "унітарна країна", "конфедерація", "ВВП", "ВНП".

Історико-географічні регіони світу.

Типологія країн світу:
- за розмірами території ;- за особливостями географічного положення;- за соціально-економічного та політичного розвитку;
- за формою державного устрою та державного правління.

Міжнародні організації світу, їх роль у сучасному суспільстві.

Додатково (на вибір):
Теми повідомлень (презентацій):
1. Етапи формування політичної карти світу
2. Роль та основні напрямки діяльності Організації Об'єднаних Націй
3. Типологія країн світу залежно від стадії соціально-економічного розвитку (постіндустріальні, індустріальні, нові індустріальні, доіндустріальні)




суббота, 28 сентября 2013 г.

Задания на контурной карте (10 класс)

«Международные организации мира»: на контурной карте обозначить: 
Страны СНГ 
Страны ЕС 
Страны ОПЕК 
Страны НАТО 
Страны НАФТА 
Страны АСЕАН

Требования к выполнению:
1. Обвести границы государств
2. Обозначить столицы
3. Подписать названия государств
4. Использовать условные знаки




МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Задание: дополнить графы таблицы

Название
(аббревиатура и расшифровка)
Год обра-
зова-ния
Место-
положение
штаб-
квартиры
 Количество  членов 
(список)
 Основные
цели и задачи
ООН – Организация Объединённых Наций
(UN - United Nations)




193
(объединяет практически все суверенные государства)
Предотвращение войн, борьба с колониализмом, с грубыми массовыми нарушениями прав человека, деятельность в области международных экономических отношений

Специализированные учреждения  ООН (http://www.un.org/russian/online/alpha.htm):
ЮНЕСКО – Организация по вопросам образования, науки и культуры
1945

Париж
(Франция)
Все члены ООН
Борьба с неграмотностью; содержание и планирование образования; развитие международного сотрудничества в области науки

МОТ - Международная организация труда

1919
Женева
(Швейцария)
182
Улучшение условий жизни и труда людей

ВОЗ - Всемирная организация здравоохранения
1948
Женева
(Швейцария)
все члены ООН
Организация борьбы с болезнями, их эпидемиями; контроль за качеством лекарственных средств

ФАО - Продовольственная и сельскохозяйственная организация
1945
Рим
(Италия)
191
Борьба с голодом в мире

МВФ - Международный валютный фонд
1944
Вашингтон
(США)
186
Рост мировой торговли, поддержка стабильности валют

МАГАТЭ - Международное агентство по атомной энергии
1957
Вена (Австрия)
150

Достичь широкого использования атомной энергии странами с соблюдением норм ядерной безопасности и контроль за её использованием в мирных целях

МБРР - Международный банк реконструкции и развития

1944
Вашингтон
(США)
185

Развитие стран путём поощрения капиталовложений в их экономику

НАТО  - Организация Североатлантического договора
(NATO — North Atlantic Treaty Organization)


28
Албания, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Исландия*, Испания**, Италия, Канада, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, США, Турция, Франция**, Хорватия, Чехия, Эстония
*Не имеет армии, только береговая охрана
**Не участвует в военной организации блока

Военно – политический союз; создание единой системы обороны
ЕС  - Европейский Союз
(EU – European Union)



27
Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция, Эстония


Формирование единого экономического союза путём создания условий для свободного перемещения товаров, капитала, рабочей силы между странами.
ОПЕК – Организация стран – экспортёров нефти
(OPEC - The Organization of the Petroleum Exporting Countries)


12
Алжир, Ангола, Венесуэла, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Саудовская Аравия, Эквадор


Установление мировых цен на нефть и контроль за добычей и продажей нефти
Содружество
Содружество Наций
(C – The Commonwealth of Nations)

1931 (1949)

53
Австралия, Антигуа и Барбуда, Багамские острова, Бангладеш, Барбадос, Белиз, Ботсвана, Бруней, Великобритания, Вануату, Гайана, Гамбия, Гана, Гренада, Доминика, Замбия, Индия, Камерун, Канада, Кения, Кипр, Кирибати, Лесото, Маврикий, Малави, Малайзия, Мальдивы, Мальта, Мозамбик, Намибия, Науру, Нигерия, Новая Зеландия, Пакистан, Папуа – Новая Гвинея, Самоа, Свазиленд, Сейшельские острова, Сент – Винсент и Гренадины, Сент – Китс и Невис, Сент – Люсия, Сингапур, Соломоновы Острова, Сьерра – Леоне, Танзания, Тонга, Тринидад и Тобаго, Тувалу, Уганда, Фиджи*, Шри – Ланка, ЮАР, Ямайка
*Членство приостановлено


Равноправное сотрудничество стран с англоязычным большинством населения, предусматривающее реализацию экономических, гуманитарных и образовательных программ
АСЕАН


Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины  (10 стран)


АТЭС


21:
Австралия, Бруней, Вьетнам, Сянган (КНР), Индонезия,
Канада, Китай, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия,
Папуа – Новая Гвинея, Перу, Южная Корея, Россия, Сингапур,
США, Таиланд, 
о. Тайвань, Филиппины, Чили, Япония


ШОС


Казахстан, Киргизия, Китай,Россия, Таджикистан, Узбекистан, Индия, Иран,       Монголия, Пакистан


Классификация развивающихся стран



Развивающиеся страны можно подразделить на 6 групп:
1 группа - так называемые "ключевые страны" - Индия, Бразилия, Китай и Мексика, которые обладают очень большим природным, людским и экономическим потенциалом и во многих отношениях являются лидерами развивающегося мира.
Мексика, Бразилия, Китай производят почти столько же промышленной продукции, сколько все остальные развивающиеся страны вместе взятые. Но ВВП из расчета на душу населения в них значительно ниже, чем в экономически развитых странах, а в Индии, например, составляет 350 долларов.
2 группа - развивающиеся страны, достигшие относительно высокого уровня социально-экономического развития и имеющие показатель ВВП на душу населения свыше 1 тыс. долларов. Больше всего таких стран в Латинской Америке (Аргентина, Уругвай, Чили, Венесуэла и др.), но они есть также в Азии и в Северной Африке.
3 группа - так называемые новые индустриальные страны. В 80-х и 90-х гг. они добились такого скачка в своем развитии, что получили прозвище "азиатских тигров" или "азиатских драконов". В "первую волну" таких стран вошли Республика Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг, позже добавились Малайзия, Таиланд, Индонезия.
4 группа - нефтеэкспортирующие страны, в которых благодаря притоку "нефтедолларов" показатель ВВП на душу населения достигает 10, а то и 20 тыс. долларов. Это, прежде всего страны Персидского залива (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Иран), также Ливия, Бруней и некоторые другие страны.
5 группа - большинство "классических" развивающихся стран. Это страны, отстающие в своем развитии, с показателем ВВП на душу населения менее 1 тыс. долларов в год. В них преобладает довольно отсталая многоукладная экономика с сильными феодальными пережитками. Больше всего таких стран в Африке, но они есть также в Азии и Латинской Америке.
6 группа - примерно 40 стран (с общим населением более 600 млн. человек), которые по классификации ООН относятся к наименее развитым странам (иногда их называют "четвертым миром"). В них преобладает потребительское сельское хозяйство, почти нет обрабатывающей промышленности, 2/3 взрослого населения неграмотно, а средний показатель ВВП на душу населения составляет всего 100-300 долларов в год. Последнее место даже среди них занимает Мозамбик с ВВП 80 долл./чел в год (или немногим более 20 центов в день!).

Экспресс-тест "Политическая карта мира"



1. Главный объект политической карты мира – это:
а. Мировой океан; 

б. Природные зоны; 
в. Климат; 
г. Государства.

2. В ХХ века количество стран и территорий достигло: 

а. 120; 
б. 230; 
в. 200; 
г. 320.

3. Политически независимыми государствами называются:
а. Колонии; 
б. Суверенные; 
в. Метрополии; 
г.  Страны "большой семерки".

4. Расставьте следующие станы по мере убывания площади:
а. Канада; 
б. Австралия; 
в. Россия; 
г. Китай..

5. К микрогосударствам Европы не относится:
а. Ватикан; 
б. Монако; 
в. Бруней; 
г. Португалия.

6. Укажите верный вариант ранжирования стран по численности населения
а. Китай, Индия, США; 
б. Индия, Бразилия, Китай; 
в. Китай, США, Индонезия.

7. Приморское положение не имеют страны:
а. Китай и Намибия; 
б. Швеция и Чили;
в. Швейцария и Афганистан; 
г. Испания и Мавритания.

8. Страна-архипелаг – это:
а. Индонезия; 
б. Япония; 
в. Исландия; 
г. Шри-Ланка.

9. Полуостровное положение не имеет страна:
а. Франция; 
б. Италия; 
в. Греция; 
г. Норвегия.

10. Стана Зарубежной Европы, не имеющая выхода к морю:
а. Швейцария; 
б. Германия;
в. Дания; 
г. Швеция;

11. Показатель, характеризующий стоимость всей продукции, выпущенной на территории данной страны за год ( в долларах США) называется: 
а. ВОЗ; 
б. ВВП; 
в. ИКТ; 
г. ЕС

12. В «большую восьмерку» не входит страна:
а. США; 
б. Ангола; 
в. Япония; 
г. Россия.

13. К «ключевым странам» не относится:
а. Индия; 
б. Бразилия; 
в. Южная Корея; 
г. Мексика.

14. К новым индустриальным странам (НИС) не относится страны:
а. Сингапур; 
б. Тайвань; 
в. Таиланд; 
г. Республика Корея.

15. Нефтеэкспортирующие страны расположены в районе:
а. Персидского залива;
б. Бенгальского залива; 
в. Средиземного моря; 
г. Аравийского моря.

16. Россия относится к странам:
а. «Ключевым»; 
б. НИС; 
в. странам с переходной экономикой; 
г. нефтеэкспортирующим.

17. Какая форма правления предусматривает передачу власти по наследству:
а. Республика; 
б. Монархия; 
в. Федерация; 
г. Унитарная республика.

18. Какой континент не имеет монархии:
а. Евразия: 
б. Африка; 
в. Южная Америка; 
г. Северная Америка.

19. Какая из перечисленных стран является конституционной монархией:
а. Великобритания; 
б. Ватикан; 
в. Финляндия; 
г. Бангладеш.

20. Какая страна является абсолютной монархией:
а. Норвегия; 
б. Бельгия; 
в. Саудовская Аравия; 
г. Венгрия.

21. Теократической монархией является:
а. Монако; 
б. Румыния; 
в. Катар; 
г. Ватикан.

22.В какой части света в конце ХХ века появилось наибольшее количество новых государств:
а. В Африке; 
б. В Азии; 
в. В Европе; 
г. В Америке.

23. Частью какого государства в ХХ веке являлись следующие страны: Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан?
а. СССР; 
б. России; 
в. США; 
г. СНГ.

24. Форма административно-территориального устройства, при которой в составе государства нет самоуправляющихся государственных образований, называется:
а. Монархией; 
б. Федерацией; 
в. Республикой; 
г. Унитарным государством.

25. Федеративным государством не является:
а. Франция; 
б. Бельгия; 
в. Россия; 
г. США.

26. К НИС относится:
а. Сербия; 
б. Россия; 
в. Сингапур; 
г. Китай.

27. Установите соответствие между странами-гигантами по численности населения и их столицами:
1. Китай; 2. США; 3. Индия; 4. Индонезия.
а. Джакарта; б. Вашингтон; в. Пекин; г. Дели.

28. Укажите варианты, в которых верно указана столица государства:
а. Индия – Бомбей; 
б. Великобритания – Манчестер; 
в. Италия – Рим; 
г. Польша – Краков.

29. Какие из перечисленных стран являются развитыми государствами с федеративной формой правления?
а. Италия; 
б. Германия; 
в. ОАЭ; 
г. Бельгия.

30. Какие из перечисленных стран являются наименее развитыми?
а. Египет; 
б. Индонезия; 
в. ОАЭ; 
г. Чад.

31. Большее число стран мира относится:
а. К развивающимся; 
б. К развитым; 
в. К странам с переходной экономикой; 
г. К ключевым странам.

32. Большинство монархий в настоящее время находится:
а. В Африке; 
б. В Европе; 
в. В Северной Америке; 
г. Южной Америке.

33. По форме правления преобладают страны:
а. Монархии; 
б. Республики; 
в. Федерации; 
г. Унитарные.

34.  Установите соответствие:
1. Нефтеэкспортирующие страны              а. Бразилия, Индия
2. Новые индустриальные                            б. Иран, Алжир
3. Ключевые государства                              в. Тайвань, Сингапур
4. Страны, входящие в блок НАТО             г. США, Канада

35. К экономически развитым странам относятся:
а. Япония, США, Норвегия; 
б. Испания, Франция, Китай; 
в. Германия, Польша, Украина; 
г. Финляндия, Чехия, Албания.

36. Большинство НИС расположено:
а. В Европе; 
б. В Юго-Западной Азии; 
в. В Юго-Восточной Азии; 
г. В Африке.

37. К группе наименее развитых стран относятся:
а. Чили, Аргентина, Бразилия; 
б. Судан, Бутан, Афганистан; 
в. Саудовская Аравия, Катар, Кувейт; 
г. Сингапур, Южная Корея, Китай.

38. Выберите правильное утверждение:
а. США – республика, унитарное государство;
б. Италия – монархия, унитарное государство;
в. Индия - республика, федеративное государство
г. Саудовская Аравия – абсолютная монархия.

39. Установите соответствие:
1. Венгрия;       
а. Страна в составе СНГ;
2. Канада;         б. Государство в составе Содружества;
3. Германия;    в. Страна входит в состав «большой восьмерки»;
4. Беларусь;     г. Страна с «переходной» экономикой.

40. Какая из указанных стран является одновременно гигантами и по площади, и по населению:
а. США; 
б. Австралия.; 
в. Индонезия; 
г. Нигерия.

41. Какая страна не имеет выхода в Мировой океан:
а. Канада; 
б. Норвегия; 
в. Корея; 
г. Словакия.

42. Выберите островное государство:
а. Венесуэла; 
б. Австралия;
в. Марокко; 
г. Индонезия.

43. Самой северной страной из перечисленных является:
а. Нигерия; 
б. Чили; 
в. Филиппины; 
г. Турция.

44. Одной из наименее развитых стран мира является:
а. Эфиопия; 
б. Малайзия;
в. Иран; 
г. Албания.

45. Определите государство, территория которого расположена сразу в двух частях света:
а. Египет; 
б. Панама; 
в. Китай; 
г. Бразилия.

46. Укажите верное утверждение:
а. Монархий в мире больше, чем унитарных государств;
б. Унитарных государств меньше, чем федераций.
в. Федераций в мире больше, чем республик.
г. Республик в мире больше, чем монархий.

47. Выделите федеративное государство Азии:
а. Индия; 
б. Турция; 
в. Индонезия; 
г. Саудовская Аравия.

48. Столицей Дании является:
а. Амстердам; 
б. Осло; 
в. Стокгольм; 
г. Копенгаген.

49. Найдите ошибку в перечне европейских унитарных государств:
а. Франция; 
б. Швейцария; 
в. Греция; 
г. Дания.

50. Определите страну, занимающую одно из первых стран в мире по запасам нефти:
а. Англия; 
б. Иран; 
в. Австралия; 
г. Бразилия.